Ядро и периферия,
формация и общество
Ядро и периферия, формация и
общество
Цитата:
Сообщение от МИБ
[Леонид!
В.Белл и я уже неоднократно покзывал, что в геогрфически-климатических условиях
России атомизированные производственные отношения (рабство или капитализм) не
соответствуют производительным силам нашей страны. Наше
естественно-географическое бытие не позволяет нам такой роскоши - жить вне и за
счет общества. Россия развивается скачками. Перепрыгнула рабство, теперь нужно
перепрыгнуть капитализм. Нижеследующий материал немного проливет свет на
позицию Маркса, дающую близкие выволы к моим и к выводам В.Белла.]
...загадочное молчание Маркса в последнее
десятилетие его жизни говорят о том, что он до конца дней своих думал над
вопросом смены общественно-экономических формаций – вопросом, который поныне
остается головной болью ученых. Всегда ли капитализм предшествует социализму?
Действительно ли капитализм является более высокой ступенью общественного
развития по отношению к первобытному коммунизму? И какой вывод следует из того,
что высшая, коммунистическая ступень развития сходна с начальной ступенью, представляется
возвращением к первобытной форме? И так далее.
В феврале 1881 г. деятельница народнического
движения России В.И. Засулич от имени своих товарищей обратилась к Марксу с
просьбой высказать его точку зрения о перспективах исторического развития
России, и особенно о судьбах русской сельской общины. В. Засулич писала Марксу
также о большой популярности его «Капитала» в России и о той роли, которую эта
книга играла в спорах революционеров об аграрном вопросе и о сельской общине.
Марксом были составлены четыре наброска ответа
на письмо Засулич. Однако то обстоятельство, что в конце концов Маркс
ограничился коротким и неопределенным ответом, говорит о его колебаниях. К
великому сожалению, эти наброски были опубликованы лишь в 1924 году.
В первом наброске ответа В. Засулич Маркс
говорит, что неизбежность смены феодализма капитализмом он точно ограничил
странами Западной Европы. Подчеркнем: ВЕТХОЙ Западной Европы, как называли ее
русские народники.
Наброски Маркса являются в совокупности очерком
о крестьянской общине и ее разрушителях, - очерком, весьма актуальным и в
настоящее время.
...
Полные тексты набросков см.: К. Маркс и Ф.
Энгельс. Сочинения, изд.2-е, т.19, с.400-421.
Михаил,
это мне напомнило дискуссию по поводу формационной теории Маркса, с каким - то
ученым - либералом из Единой России (будоражил основной форум КПРФ, забыл его
фамилию). Он «аргументируя» ответами Маркса на письмо В.Засулич о перспективе
развития России в условиях её общинной организации жизни, отрицал тем самым истинность
формационной теории. Он пригласил меня подискутировать на свой форум, и когда я
стал давить его другими аргументами, просто выгнал с форума.
Аргументы я приводил из философии истории Ю.
Семёнова.
http://scepsis.net/library/id_120.html
ПЕРВОЕ
О центре и периферии теории.
Что в ядре марксисткой формационной теории есть шесть основных положений и ни
одно из них никто из критиков Маркса опровергнуть не смог.
Ответ Маркса В.Засулич не имеет отношения к
ядру теории, относится к периферии теории.
Напомню словами известного ученого, историка и
философа Ю.Семёнова:
«Понятие
об основных способах производства как о типах производства и стадиях его
развития и понятие об общественно-экономических формациях как об основных типах
общества и стадиях всемирно-исторического развитий входят в ядро исторического
материализма.
Суждения же о том, сколько существует способов
производства, сколько из них являются основными, и о том, сколько существует
общественно-экономических формаций, в каком порядке и как они сменяют друг
друга, относится к периферийной части материалистического понимания истории».
ВТОРОЕ
Различие формации и общественного организма.
Далеко не все в общественном сознании усвоили,
что ОЭФ есть абстракция относительно человечества в целом и речь должна идти
больше как ты выразился не о процессах внутри формации, а о межформационных
отношениях, имея в виду общественные организмы, развивающие по законам
формации, а не саму формацию. Соотношение как бесконечного и конечного по
Гегелю, как абстрактного и конкретного по Семёнову.
Словами Сёменова, эта мысль звучит так: «Если
подвести некоторые итоги, то можно сказать, что существенный недостаток
ортодоксального варианта теории общественно-экономических формаций заключается
в том, что он концентрирует внимание только на связях "вертикальных",
связях во времени, диахронных, да и то понимаемых крайне односторонне, лишь как
связи между различными стадиями развития внутри одних и тех же
социально-исторических организмов. Что же касается связей
"горизонтальных", т.е. связей между сосуществующими в пространстве
социально-историческими организмами, связей синхронных, межсоциорных, то в теории
общественно-экономических формаций им не придавалось значения. Такой подход
делал невозможным понимание поступательного развития человеческого общества как
единого целого, смены стадий этого развития в масштабе всего человечества, т.
е. подлинное понимание единства мировой истории,
лас
Михаил,
данные два аргумента являются для меня достаточным основанием, чтобы относится
к переписке Маркса с Засулич предельно спокойно. Мы начинали в российской
революции ХХ не с общины, а с
капитализма, и сейчас в ХХI аналогично.
|