Меню сайта

Категории каталога
Устарел ли марксизм? [94]
Одни с этим согласны, другие считают, что марксизм постоянно развивается и отражает действительность в истине
Новое в теории [125]
Обсуждение общеисторических законов (иерархии, симметрии, ускорения, мимолётности) и законов современности ( забегания, очередности ...)
Полилогия [6]
Новая наука об обществе - теоретическое описание строения современного мира в его же обостряющемся критическом состоянии и того что в нем происходит
Интегральная методология [74]
Истинная теория должна иметь истинный метод. Полемика по методу постоянно возникает на теме форума "Новое в марксизме и современность"
Разное [12]
Октябрьская революция 1917 года [2]
Что это было? Споры усиливаются с приближением юбилея революции. Одни убеждены, что это ошибка большевиков, другие - что это закономерность, отражающая реальный исторический процесс.
Что такое социализм? [38]
Много споров на данную тему:формация, общество после окончания революции... ЛАС убежден что социализм: революция, НЭП, переходное общество, современность...начинается с ХХвека и продолжается несколько столетий (вывод из общесторических законов).
Как покончить с эксплуатацией? [10]
Ускоренный проект решения исторической проблемы предложил Сергей Гайворонский. Другие тесно связывают эксплуатацию с классовыми ценностями, и её преодоление невозможно при наличии классов
Социал-Демократия За и Против [5]
Возможна ли СД без значительного включения в мировой рынок и отсутствием значительной доли среднего класса?

Наш опрос
Ваша оценка революции
Всего ответов: 336

Главная » Статьи » Полемика » Интегральная методология

СПОР О АМФИБОЛИИ ВЕЩИ ЗАКОНЧЕН

 [b]СПОР  О  АМФИБОЛИИ ВЕЩИ ЗАКОНЧЕН[/b][size=150][/size]

 

 

[quote="Путешествен*ик"]… полагает «ВЕЩЬ»,  как пишет Маркс, как «ВНЕШНИЙ ПРЕДМЕТ»:Капитал писал(а): «Товар есть прежде всего внешний предмет, ВЕЩЬ, которая … ».[/quote]

 

Уважаемый[b] Путешествен*ик[/b]!

Я согласен с Вашей позицией.  Дискуссия о категории «ВЕЩЬ»  продемонстрировала различное проявление основных законов формальной логики. Между нашими позициями в целом нет противоречий. Мы не нарушаем закон НЕПРОТИВОРЕЧИЯ,т.к. мы рассматриваем категорию «ВЕЩЬ»  в разных  отношениях: на уровне рассудка и уровне разума. Ваши уточнения о предмете дискуссии верны. Здесь проявляется «амфиболия» (когда одно и то же слово имеет несколько смыслов), в данном случае  нет и «логомахии» (спор о словах, когда изначальный смысл слова не уточнён). Аристотель и Маркс рассматривают ВЕЩЬ  в разных отношениях, в разных смыслах, как необходимость их разных исследований,  поэтому нет противоречия. Аристотель (МГУ) создает философскую теорию  ВЕЩИ (первой сущности). Маркс использует рассудочный смысл вещи – определение, которое  Вы напомнили из БСЭ (вторая часть). Вы в этом убедитесь, если уточните, чем разум отличается от рассудка.

 

[quote]«…Категория В. была особенно употребительна в философии до 19 в., причём основным признаком В. считалась их телесность (Уточ. ЛАС: Аристотель уже  игнорируется).  В современной философской литературе вместо категории В. обычно употребляют категории объекта и предмета (уточ. ЛАС: философия Гегеля о тождестве субъекта и объекта уже игнорируется).   Однако при анализе социально-экономических проблем термин «В.» («вещный», «вещность») сохраняет самостоятельное значение для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе).[/quote]

 

С уважением, ЛАС

[b]ВЕЩЬ  КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

(и категориальная ошибка)[/b]

 

Уважаемый [b] Путешествен*ик[/b],  я искренне Вам благодарен за  ваш подробный анализ  категории «вещь». Прочитал  сообщение  с большим интересом, так как это удар ниже пояса  для моего мировоззрения.  Задумался, даже было какое – мимолётное  смятение, неужели я ошибался в  этой категории.   ВЕЩЬ  для меня  фундаментальная категория моего мировоззрения, аргумент понимания и объяснения  явлений действительности. Ошибку преподавателя  рассматриваю как трагедию, так как это передаётся   студентам. Здесь же вспомнил  один из советов  участникам спора  от  моего любимого Аристотеля - ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ. 

Далее стал проверять свои представления   о  ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ "ВЕЩЬ"

Немедленно взял  четырёхтомник Аристотеля, открыл второй том (о логике), перечитал его  КАТЕГОРИИ.

Далее, необходимо  все это соотнести  с СОВРЕМЕННОСТЬЮ.  Для меня авторитеты (да простит меня М. Белоногов) философы МГУ. Открываю  из восьмитомника первую книгу МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА  КАК НАУЧНАЯ СИСТЕМА под редакцией  проф. А.П. Шептулина. Читаю снова внимательно 6-ю гл.  ВЕЩЬ, СВОЙСТВО, ОТНОШЕНИЕ. Только после всего этого я успокоился в том, что своим  студентам я даю знания, которые соответствуют  уровню философии.

 Напомню, что по мировоззрению я МАТЕРИАЛИСТ. Т.е. всё в нашем мире  есть материя, её свойства и отношения. Социальная форма движения (человек) МАТЕРИИ  возникает на определенном уровне развития МАТЕРИИ. Материя первична, сознание вторично.

 

[size=150]Некоторые мысли из книги МГУ[/size]:

 

1.            « Анализируя категории (вещь, свойства, отношения , уточ. ЛАСа), как мы видим, отражают расчленённость материи на отдельные относительно устойчивые образования и  их взаимосвязь, через которую они проявляют свои свойства. Расчленённость материи на отдельные образования (ВЕЩИ)  является следствием таких  фундаментальных закономерностей, как абсолютность движения и относительность покоя»… /МГУ, 1, 88/.

 

2.            «… вся материя существует  через отдельное, и каждая ВЕЩЬ   представляет собой относительно устойчивую систему движения…» /МГУ, 1, 89/.

 

3.            « качественный скачок в эволюции категории «вещь» ознаменовался появлением теории, сознательно и целенаправленно исследующей её содержание. Автором этой теории был Аристотель. Категория «вещь» занимает центральное место в его системе категорий (ЛАС: все другие раскрывают содержание «вещи»), он называет её «первой сущностью», основная отличительная черта которой состоит в том, «что из других родов сущего ни одна не может существовать отдельно, одна лишь сущность может».  Другие роды сущего – это то, что остаётся за вычетом  вещей, т.е. их свойства и отношения» /МГУ, 1, 93/

 

4.            «В целом аристотелевское  определение вещи можно сформулировать так: вещь – это то, что обладает признаками и самостоятельно существует в пространстве и во времени, но что само не может быть ничьим признаком» /МГУ, 1, 93/.

 

Уважаемый, Путешествен*ик, вот это  ФИЛОСОФСКОЕ определение вещи.

[quote]Путешествен*ик

БСЭ писал(а):

 

Вещь (философ. – авт.), отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик В. являются её свойства, а место и роль данной В. в определённой системе выражаются через её отношения с другими В. Категория В. была особенно употребительна в философии до 19 в., причём основным признаком В. считалась их телесность. В современной философской литературе вместо категории В. обычно употребляют категории объекта и предмета. Однако при анализе социально-экономических проблем термин «В.» («вещный», «вещность») сохраняет самостоятельное значение для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе).

[/quote]

 

Приведённые Вами определение вещи  нарушает  закон   ТОЖДЕСТВА (формальной логики). Вначале материальная действительность  рассматривается в роли  [b]СУБСТАНЦИИ[/b],  чему соответствуют все приведенные мной размышления о  ВЕЩИ  с позиции Аристотеля и МГУ.

 Далее субстанция   (бесконечное понятие по М. Белоногову) опускается  на уровень  ниже  -  уровень  основного философского вопроса – противопоставления[b] материи и сознания[/b]. И далее уровень [b]дуализма[/b], сферой Вещи  остаётся  только материя, но  не как «бесконечное понятие» (субстанция), а материя, оторванная от сознания, как « конечное понятие». Якобы сознание свалилось  из пустоты, от духовной сущности - Бога,  противостоит материи как своему антиподу. Здесь вся философия Аристотеля и МГУ – [b]«пустое понятие»[/b].

 

 Вот этот дуализм и есть  проявление [i]КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОШИБКИ[/i].  Т.Е.  мы не можем применить категорию вещи   к ЧЕЛОВЕКУ, РАБОТНИКУ  и.т.д., поэтому  универсальность - атрибут  философской категории пропадает.  Уничтожена центральная категория Аристотеля, уничтожен Аристотель как философ, вместе с этим и сама философия.

 

[quote]Путешествен*ик

То есть Вами допускается по сути «категориальная ошибка», когда ошибочно относятся факты, соответствующие одной категории, к некоторой другой. Или это всё же «ошибка опознания»?, - в смысле не до конца «познали» что есть работник? – «вещь, товар, фактор производства» или нечто иное?[/quote]

 

 

 Ваши размышления о  КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОШИБКЕ  не из «той оперы». Это демонстрация  «идолов ума»  из Ф. Бэкона, в частности т ИДОЛОВ РОДА, к которым философские категории отношения не имеют, т.к. они универсальны, имеют всеобщий характер распространения и применения ко всему многообразию действительности.

 

С уважением, ЛАС.

Категория: Интегральная методология | Добавил: Santalov (21.05.2009)
Просмотров: 387 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024