[b]СПОР О АМФИБОЛИИ ВЕЩИ ЗАКОНЧЕН[/b][size=150][/size]
[quote="Путешествен*ик"]… полагает «ВЕЩЬ», как пишет Маркс, как «ВНЕШНИЙ ПРЕДМЕТ»:Капитал писал(а): «Товар есть прежде всего внешний предмет, ВЕЩЬ, которая … ».[/quote]
Уважаемый[b] Путешествен*ик[/b]!
Я согласен с Вашей позицией. Дискуссия о категории «ВЕЩЬ» продемонстрировала различное проявление основных законов формальной логики. Между нашими позициями в целом нет противоречий. Мы не нарушаем закон НЕПРОТИВОРЕЧИЯ,т.к. мы рассматриваем категорию «ВЕЩЬ» в разных отношениях: на уровне рассудка и уровне разума. Ваши уточнения о предмете дискуссии верны. Здесь проявляется «амфиболия» (когда одно и то же слово имеет несколько смыслов), в данном случае нет и «логомахии» (спор о словах, когда изначальный смысл слова не уточнён). Аристотель и Маркс рассматривают ВЕЩЬ в разных отношениях, в разных смыслах, как необходимость их разных исследований, поэтому нет противоречия. Аристотель (МГУ) создает философскую теорию ВЕЩИ (первой сущности). Маркс использует рассудочный смысл вещи – определение, которое Вы напомнили из БСЭ (вторая часть). Вы в этом убедитесь, если уточните, чем разум отличается от рассудка.
[quote]«…Категория В. была особенно употребительна в философии до 19 в., причём основным признаком В. считалась их телесность (Уточ. ЛАС: Аристотель уже игнорируется). В современной философской литературе вместо категории В. обычно употребляют категории объекта и предмета (уточ. ЛАС: философия Гегеля о тождестве субъекта и объекта уже игнорируется). Однако при анализе социально-экономических проблем термин «В.» («вещный», «вещность») сохраняет самостоятельное значение для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе).[/quote]
С уважением, ЛАС
[b]ВЕЩЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
(и категориальная ошибка)[/b]
Уважаемый [b] Путешествен*ик[/b], я искренне Вам благодарен за ваш подробный анализ категории «вещь». Прочитал сообщение с большим интересом, так как это удар ниже пояса для моего мировоззрения. Задумался, даже было какое – мимолётное смятение, неужели я ошибался в этой категории. ВЕЩЬ для меня фундаментальная категория моего мировоззрения, аргумент понимания и объяснения явлений действительности. Ошибку преподавателя рассматриваю как трагедию, так как это передаётся студентам. Здесь же вспомнил один из советов участникам спора от моего любимого Аристотеля - ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ.
Далее стал проверять свои представления о ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ "ВЕЩЬ"
Немедленно взял четырёхтомник Аристотеля, открыл второй том (о логике), перечитал его КАТЕГОРИИ.
Далее, необходимо все это соотнести с СОВРЕМЕННОСТЬЮ. Для меня авторитеты (да простит меня М. Белоногов) философы МГУ. Открываю из восьмитомника первую книгу МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА КАК НАУЧНАЯ СИСТЕМА под редакцией проф. А.П. Шептулина. Читаю снова внимательно 6-ю гл. ВЕЩЬ, СВОЙСТВО, ОТНОШЕНИЕ. Только после всего этого я успокоился в том, что своим студентам я даю знания, которые соответствуют уровню философии.
Напомню, что по мировоззрению я МАТЕРИАЛИСТ. Т.е. всё в нашем мире есть материя, её свойства и отношения. Социальная форма движения (человек) МАТЕРИИ возникает на определенном уровне развития МАТЕРИИ. Материя первична, сознание вторично.
[size=150]Некоторые мысли из книги МГУ[/size]:
1. « Анализируя категории (вещь, свойства, отношения , уточ. ЛАСа), как мы видим, отражают расчленённость материи на отдельные относительно устойчивые образования и их взаимосвязь, через которую они проявляют свои свойства. Расчленённость материи на отдельные образования (ВЕЩИ) является следствием таких фундаментальных закономерностей, как абсолютность движения и относительность покоя»… /МГУ, 1, 88/.
2. «… вся материя существует через отдельное, и каждая ВЕЩЬ представляет собой относительно устойчивую систему движения…» /МГУ, 1, 89/.
3. « качественный скачок в эволюции категории «вещь» ознаменовался появлением теории, сознательно и целенаправленно исследующей её содержание. Автором этой теории был Аристотель. Категория «вещь» занимает центральное место в его системе категорий (ЛАС: все другие раскрывают содержание «вещи»), он называет её «первой сущностью», основная отличительная черта которой состоит в том, «что из других родов сущего ни одна не может существовать отдельно, одна лишь сущность может». Другие роды сущего – это то, что остаётся за вычетом вещей, т.е. их свойства и отношения» /МГУ, 1, 93/
4. «В целом аристотелевское определение вещи можно сформулировать так: вещь – это то, что обладает признаками и самостоятельно существует в пространстве и во времени, но что само не может быть ничьим признаком» /МГУ, 1, 93/.
Уважаемый, Путешествен*ик, вот это ФИЛОСОФСКОЕ определение вещи.
[quote]Путешествен*ик
БСЭ писал(а):
Вещь (философ. – авт.), отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик В. являются её свойства, а место и роль данной В. в определённой системе выражаются через её отношения с другими В. Категория В. была особенно употребительна в философии до 19 в., причём основным признаком В. считалась их телесность. В современной философской литературе вместо категории В. обычно употребляют категории объекта и предмета. Однако при анализе социально-экономических проблем термин «В.» («вещный», «вещность») сохраняет самостоятельное значение для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе).
[/quote]
Приведённые Вами определение вещи нарушает закон ТОЖДЕСТВА (формальной логики). Вначале материальная действительность рассматривается в роли [b]СУБСТАНЦИИ[/b], чему соответствуют все приведенные мной размышления о ВЕЩИ с позиции Аристотеля и МГУ.
Далее субстанция (бесконечное понятие по М. Белоногову) опускается на уровень ниже - уровень основного философского вопроса – противопоставления[b] материи и сознания[/b]. И далее уровень [b]дуализма[/b], сферой Вещи остаётся только материя, но не как «бесконечное понятие» (субстанция), а материя, оторванная от сознания, как « конечное понятие». Якобы сознание свалилось из пустоты, от духовной сущности - Бога, противостоит материи как своему антиподу. Здесь вся философия Аристотеля и МГУ – [b]«пустое понятие»[/b].
Вот этот дуализм и есть проявление [i]КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОШИБКИ[/i]. Т.Е. мы не можем применить категорию вещи к ЧЕЛОВЕКУ, РАБОТНИКУ и.т.д., поэтому универсальность - атрибут философской категории пропадает. Уничтожена центральная категория Аристотеля, уничтожен Аристотель как философ, вместе с этим и сама философия.
[quote]Путешествен*ик
То есть Вами допускается по сути «категориальная ошибка», когда ошибочно относятся факты, соответствующие одной категории, к некоторой другой. Или это всё же «ошибка опознания»?, - в смысле не до конца «познали» что есть работник? – «вещь, товар, фактор производства» или нечто иное?[/quote]
Ваши размышления о КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОШИБКЕ не из «той оперы». Это демонстрация «идолов ума» из Ф. Бэкона, в частности т ИДОЛОВ РОДА, к которым философские категории отношения не имеют, т.к. они универсальны, имеют всеобщий характер распространения и применения ко всему многообразию действительности.
С уважением, ЛАС.
|