[b]ЧТО СЕГОДНЯ, ФОРМАЦИЯ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ?[/b] Добрый день, уважаемый Путешествен*ик! Спасибо за качественные ответы, честно сказать я поражаюсь вашей трудоспособности, не смотря на нехватку времени. Но у меня сложился свой уровень восприятия, как говорит Александр 50, возможно это провинциальная субъективность. Цель дискуссии достижение объективности мышления (Ильенков, Белоногов…). Если ПОЛИЛОГИЯ есть метатеория по отношению к марксизму, то критика Ваша должна быть эффективной. Есть часик времени, немного отвечу. [quote] Уважаемый ЛАС!
Начну с заголовка «вопроса» - «ПОЛИЛОГИЯ РЕКОМЕНДУЕТ ВЕРНУТЬСЯ К О. КОНТУ?». (На основной же вопрос, пункт 3, отвечу позже, - после пунктов-вопросов 1 и 2).
Мне не известны такие призывы или «рекомендации» из текста «Полилогии…» (просмотрел все ссылки и упоминания в «Полилогии…» по О. Конту), а поэтому прямого ответа у меня НЕТ, «перетолковывать» же позиции «Полилогии…» по этому прямому вопросу едва ли целесообразно, да и не этично.[/quote] [b]Мысли ЛАСа по ходу[/b] Полилогия есть КРИТИКА ЗАПУЩЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. [b]ПЕРВОЕ:[/b] Если это ПОЛИ…, то она не может не учитывать главного АВТОРА науки социологии О.Конта.
[b]ВТОРОЕ[/b]: «КРИТИКА ЗАПУЩЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ» с позиции марксизма и заключается в том, что буржуйская социология О.Конта, П.Сорокина, К.Каутского, Э.Бернштейна… (духовные отцы СД) фиксирует «классовый мир», который якобы обходиться без ГЛАВНОГО – без реального включения людей в отношения собственности (или с учетом ДИАЛЕКТИКИ, положительное уничтожение частной собственности). Марксизм противостоит такой социологии, предлагает устранить РЕАЛЬНУЮ ПРИЧИНУ социальных вопросов, а не пропагандировать демагогию элиты, что делает Министерство образования РФ. НАЧАЛО РЕШЕНИЯ проблемы в надстройке, а не в базисе. Базис – это материальная основа общества, а НАДСТРОЙКА (политика) – это ТОРМОЗ для дальнейшего развития БАЗИСА. Это осознал, обосновал и вывел как историческую закономерность марксизм (материалистическое понимание истории)
[b]ТРЕТЬЕ:[/b] согласен полностью с Вашими подходами по поводу ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, что под влиянием НТП происходит сокращение рабочего дня, происходит изменение социальной структуры (страты, а не классы) и т.д. с ЭТИМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ Я подробно знаком так это отдельная тема в курсе « экономика и социология труда». НО ЭТО не меняет отношений собственности. [b]ЧЕТВЁРТОЕ[/b]. Наши разногласия упираются в ПОЛИТИКУ. [quote]«Полилогия…» исследует и описывает МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ в развитии общества, а не политические формы, то есть и политические классы. Более того, в ней лишь затрагиваются некоторые проблемы стратификации «движущих сил» как сопутствующие основному материалу, ибо вторичны. Разумеется, необходимо исследовать и формировать соответствующую теорию, но это следующий шаг в развитии идей «Полилогии …». [/quote] ПОЛИТИКА в соответствии с материалистическим пониманием истории Маркса сегодня выходит на первое место, так как это требует ЛОГИКА РАЗВИТИЯ БАЗИСА. Начиная с ХХ века, базис в своём развитии изменил форму организации, от свободной конкуренции перешёл к монополистической стадии. Это объективное требование качественного изменения всей структуры общества, а не только его фундамента. Наше непонимание друг друга упирается в то, что нужно уточнить, ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННОСТЬ как социальная форма движения материи? На каком этапе она в данное время, на этапе формации, или на этапе перехода от одной формации к другой (т.е. революции) в терминах марксизма (у полилогии более сложный язык). Если реальная история находится на этапе ФОРМАЦИИ, тогда все ваши рассуждения ИСТИНА, по поду первичности базиса и вторичности надстройки, классов, политики. И Т.П. Только уточните, какой формации и почему? Это только Chook тянет в капитализм как формацию, в 19 век, играет роль РЕАКЦИОНЕРА, оправдывая пошлый российский либерализм. Только жизнь подтверждает истину марксизма, КПРФ, по поводу НАТО, армии, «друзёй» Запада и т.д. Марксистское понимание современности связано с понятием МОНОПОЛИЗАЦИИ (обобществлением) - это начало перехода к посткапиталистической формации (коммунизму). Особенность любой революции в том, что здесь нет ЕДИНСТВА БАЗИСА И НАДСТРОЙКИ. Извините за банальность и провинциальность, но я уже не знаю, как объяснить и аргументировать элементарное, что РЕВОЛЮЦИЯ ЭТО НЕ ФОРМАЦИЯ. Что ЭКОНОМИСТ, которая предлагала мне «ЗАРУБИТЬ НА НОСУ» материалистическое понимание истории была права только на этапе ФОРМАЦИИ. Эту истину усвоили все, в этом и трагедия современной России. Так как весь МИР и Россия в том числе, выходят из капитализма, выходят из ФОРМАЦИИ., Т.Е. УЖЕ НЕ ФОРМАЦИЯ. А к ним пытаются применить ЗАКОНЫ ФОРМАЦИИ. У Вас та же позиция – базис определяет надстройку.
Банальность. Необходимость революционного перехода связана с тем, что базис (содержание) ушел в развитии вперед, а форма (отношение собственности и надстройка, которая эти старые отношения защищает) отстала. Необходимо форму привести в соответствие с содержанием базиса. Это марксизм оценивает как социальная революция. Начало этой революции в ПОЛИТИКЕ - изменение власти, конец этой революции в ЭКОНОМИКЕ - изменение отношений собственности (изменение формы в соответствии с содержанием). Чтобы поменять базис – сложившиеся отношения собственности, нужна ДРУГАЯ НАДСТРОЙКА, из БУДУЩЕГО, точнее из будущей формации. Вот и получается, что революция устанавливает ПОЛИТИКУ ОТ БУДУЩЕГО, а ЭКОНОМИКА остаётся пока от СТАРОЙ ФОРМАЦИИ. Это несоответствие – есть объективный закон любой революции. Это несоответствие и устраняется через СОЗНАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВОЙ ВЛАСТИ ( она ПЕРВИЧНА), на протяжения всей социальной революции начиная от политической и заканчивая экономической. Сложность и длительность процесса объясняется тем, что это МИРОВОЙ ПРОЦЕСС. Это понимал Ленин (НЭП), и абсолютно не понимал Сталин. Ленин блестяще реализовал материалистическое понимание истории в ЗАКОНЕ ЗАБЕГАНИЯ РЕВОЛЮЦИИ (опережение экономики политикой) иначе этот закон называется ЗАКОН ВОЛНЫ, над, чем издевается Chook, реализуя заказ буржуинов в критике марксизма. Не поленитесь прочитать более подробное содержание закона на сайте Искрина (iskrin@narod.ru)/ теория истории/Цивилизация земли в период глобального перелома/ 4. Закон волны стр. 41/ Моё изложение этого закона (для студентов больше) на моём сайте, Каталог статей.
[quote][b]4 [ЗАКОН ВОЛНЫ][/b] История социологии знает немало прямо-таки тупиковых ситуаций. Казалось бы, сделано все: выяснена объективная обусловленность того или иного явления, ухвачены причинно-следственные связи, обнаружены, если речь идет о становлении нового, его экономические организации в теле сходящей с исторической сцены прежней общественной формы. Истории – объясненной, понятой, переложенной на язык логики! – остается только реализовываться. И она действительно реализуется. Но как! Прогресс мучительно прокладывает себе дорогу, льется кровь, общество топчется на месте. Почему так происходит?...[/quote]
Если в этой логике изложения Вы обнаружите «проколы» и докажите это, то я перехожу на Вашу позицию.
С уважением, ЛАС.
|