Что это было? Споры усиливаются с приближением юбилея революции. Одни убеждены, что это ошибка большевиков, другие - что это закономерность, отражающая реальный исторический процесс.
Много споров на данную тему:формация, общество после окончания революции... ЛАС убежден что социализм: революция, НЭП, переходное общество, современность...начинается с ХХвека и продолжается несколько столетий (вывод из общесторических законов).
Ускоренный проект решения исторической проблемы предложил Сергей Гайворонский. Другие тесно связывают эксплуатацию с классовыми ценностями, и её преодоление невозможно при наличии классов
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ Владимир Белл «Часть физической материи само организуется в химическую материю; часть химической материи само организуется в биологическую (живую) материю; часть живой материи само организуется в социально-общественную форму материи; часть социально-общественной материи само организуется в явление «Человек Разумный», в мыслящую форму материи». ЛАС Правильно ли я понял? Предпоследняя форма есть ОБЩЕСТВО, а последняя, это более высокая НОВАЯ по уровню организации форма материи ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ? Два вопроса: 1. Не ясно ОТНОШЕНИЕ между ОБЩЕСТВОМ и ЧЕЛОВЕКОМ РАЗУМНЫМ? Общество это уже ОТНОШЕНИЯ между людьми. Причем наличие ОБЩЕСТВА уже предполагает наличие ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. По Марксу, человек МЫСЛИТ только в обществе. Или, изначально мыслится что в обществе людей обладающие РАЗУМОМ, но в зачаточном состоянии, и само ОБЩЕСТВО возникновения новой формы организации МАТЕРИИ - ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. Т.е. предполагаются разные уровни РАЗУМА. Общество является предпосылкой появления развитого ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. Изначально в обществе есть только предпосылка ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. 2. ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ - это аналог КОЛЛЕКТИВНОГО ЧЕЛОВЕКА Маркса, что имеется в виду производящую свою жизнь деятельность всех поколений в снятом виде. Или это что- то иное?
Владимир Белл
Меняются знания и представления людей – меняется и явление «Человек Разумный». Чем шире новые знания и представления получают распространение среди людей, тем значительнее связанное с ними изменение явления «Человек Разумный». Важный вывод: Само по себе познание людьми явления «Человек Разумный» преобразует, меняет явление «Человек Разумный».
ЛАС Это происходит автоматически? Во мне сидит глубоко мысль, что мышление, познание и преобразование возможно только в действии, в деятельности (Спиноза, Гегель, Маркс, Бэкон, Ленин, Ильенков…). Возможно это впереди… Или АВТОМАТИЧЕСКИ? Но первопричина ПОЗНАНИЯ из-за проблем деятельности, критерий Истины - практика (деятельность). Т.е. возникает вопрос место «деятельности», в этом выводе? Я не хочу ничего навязать, я хочу разобраться в своём непонимании или понимании. Акцентирую, человек познаёт не ради любопытства, а для эффективного разрешения проблем деятельности. Деятельность необходимая предпосылка познания.
Вот прочитал Владимир Белл поскольку сами люди: их жизни, мысли, представления и действия, собственно, и образуют явление «Человек Разумный». ЛАС: ДЕЙСТВИЯ - предполагают деятельность? Здесь только действующее поколение, не уточняется отношение к прошлым уже существовавшим поколениям, как у Маркса. У Маркса коллективный человек не только в действующем поколении, но и коллектив поколений.
Владимир Белл Человек познаёт явление «Человек Разумный», будучи сам частью явления «Человек Разумный», и познаёт тем уровнем знаний, представлений, опыта, которого достигло развитие явления «Человек Разумный» в данном человеке и познаёт то состояние, которого суммарно достигло развитие явления «Человек Разумный». Важный вывод: Люди изучают явление «Человек Разумный» тем уровнем развития, которого оно достигло, и изучают тот уровень развития, которого оно достигло.
ЛАС • Очень близко, по сути, мысль Маркса, её напомнил и зафиксировал Ильенков в книге Диалектическая логика. Владимир Белл
Чтобы представления людей о явлении «Человек Разумный» могли быть потенциально изменены, искажены, уточнены, углублены при отрицании их в экспериментальных проверках, эти представления должны своей текущей реализацией в практике людей создавать новые возможности: 1) для будущей жизни людей (явления «Человек Разумный»), 2) для своего изменения людьми в их новых жизненных возможностях.
Важный вывод. Научная теория о явлении «Человек Разумный» в своей реализации людьми на практике должна создавать новые возможности для будущей жизни явления «Человек Разумный», как абсолютно необходимое условие для своего потенциального искажения (изменения, уточнения, углубления) в проверках практикой людей.
Этот критерий научности теорий о явлении «Человек Разумный» является необходимым, но не достаточным. То есть, теории (концепции, гипотезы, представления) о явлении «Человек Разумный», которые не удовлетворяют этому критерию необходимости, однозначно не являются научными. Но этого критерия не достаточно, чтобы определить, какие теории о явлении «Человек Разумный», из тех которые данному критерию удовлетворяют, являются научными. ЛАС Что у меня повис вопрос, возможно, его и нет. О тождестве ИСТИННОСТИ И КРИТЕРИЯ НАУЧНОСТИ. Критерии истины, ясен - практика. Критерий научности, мне кажется более широкое понятие. Уже по ходу обсуждения диалектики вспоминали: предмет, объект, метод, язык (категории, законы, теории, гипотезы, научные идеи). А из категорий науки важнейшие: исходная, центральная, завершающая. Возможно всё это дальше. Действительно истинная теория должна: 1. Объяснять настоящее; 2. Указывать на будущее.