Что это было? Споры усиливаются с приближением юбилея революции. Одни убеждены, что это ошибка большевиков, другие - что это закономерность, отражающая реальный исторический процесс.
Много споров на данную тему:формация, общество после окончания революции... ЛАС убежден что социализм: революция, НЭП, переходное общество, современность...начинается с ХХвека и продолжается несколько столетий (вывод из общесторических законов).
Ускоренный проект решения исторической проблемы предложил Сергей Гайворонский. Другие тесно связывают эксплуатацию с классовыми ценностями, и её преодоление невозможно при наличии классов
Диалектика: Фейербах, Маркс и Ильенков.
(ЛАС: Извиняюсь за молчание, проблемы с компьютером).
Уважаемый Владимир Белл, читать Вас интересно, как выразился наш активный собеседник ingener. Но большей ценностью является ИСТИНА. Поразмышляем об истине, пусть даже скучной.
Обоснованием становления марксистского понимания диалектической логики является критика предшественников - Гегеля и Фейербаха. В развитии диалектической логики Марксом значительная роль отводиться Фейербаху. Критическая оценка состоит из анализа заслуг и недостатков философии Фейербаха.
Заслуги Фейербаха
Фейербаху пришлось напомнить об открытом Спинозой мостике между объектом и субъектом - что человек это есть мыслящее тело, объединяющее в себе как субъект, так и объект.
Мыслит человек при помощи мозга в единстве с природой.
Краткий комментарий об открытии Спинозы.
1. Понять мышление можно только через исследование способа его действия в системе: мыслящее тело- природа в целом. Чтобы объяснить " мышление", вскрыть его действительную причину, надо включить его в ту цепь событий, внутри которой оно возникает с необходимостью, а не случайно. Ясно, что и "начало " и " концы" этой цепи находятся совсем не внутри мыслящего тела, а далеко за его пределами. Спиноза тем и велик, что остался философом, не скатился на позиции позитивизма. Естествознание (физиология, анатомия …) разгадать тайну мышления не в силах. Впервые за всю историю человечества приоткрыл тайну мышления Спиноза.
2. Мышление по Спинозе как "атрибут" природного целого, лишь как способ выражения всеобщего "порядка и связи вещей". Такое мышление получает качество УНИВЕРСАЛЬНОСТИ (Маркс развил этот тезис как форму «коллективный - общественный человек» - совокупность всех поколений людей. Тело меньшего масштаба не мыслит).
3. Между телом и мышлением существует не отношение причины - следствия,... а отношение органа со способом его собственного действия.... Мышление не продукт действия, а само действие, рассматриваемое в момент его совершения (Ильенков развил этот тезис в понятии ИДЕАЛЬНОГО)
Итак, если Фейербах напомнил, что «Мыслят не Я, не разум... не мозг. Мыслит человек с помощью мозга, притом в единстве с ПРИРОДОЙ (лас: единство через созерцание) и контакте с нею. Изъятый из этого единства, он уже не мыслит.
Здесь Фейербах и останавливается.
Маркс продолжает:
«Мыслит также и не человек в непосредственном единстве с природой. Мыслит лишь человек, находящийся в единстве с обществом, с производящим (деятельность) свою материальную и духовную жизнь общественно историческим коллективом. Человек, изъятый из сплетения общественных отношений, внутри и посредством которых он осуществляет человеческий контакт с природой, мыслит так же мало, как мозг, изъятый из тела человека».
Недостатки Фейербаха
Недостатки:
1. Предмет в форме объекта, деятельность понята не как практика, без субъекта (проблема идеального);
2. В не истории (Человек - общественный исторический коллектив. Универсальность );
3. В не общества (Человек не Робинзон, свободен в преодолении отчуждения от собственности);
4. В не диалектики (метафизика).
Выводы Маркса из критической оценки Фейербаха:
1. Слабость Фейербаха в непонимании практической деятельности, как деятельности изменяющей природу (не пассивная, а активная роль субъекта). В «Тезисах о Фейербахе» отмечается главный недостаток предшествующего материализма, что ПРЕДМЕТ берётся только в форме ОБЪЕКТА, или в форме СОЗЕРЦАНИЯ (мышление отсутствует), а не как человеческая деятельность, практика, то есть СУБЪЕКТИВНО. У Фейербаха (да и Спинозы) человек как субъект познания рассматривается как пассивная сторона отношений субъект объект. В СОЗЕРЦАНИИ корень всех слабостей материализма до Маркса. Из анализа недостатков СОЗЕРЦАНИЯ вырастает малоосмысленная сторона философии марксизма.
2. Если Гегель в логику внёс ДИАЛЕКТИКУ (здесь Владимир Белл прав, только понял диалектику не как Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин, Ильенков, и другие авторитеты в диалектике, а чисто по своему, отразив некоторые другие аспекты диалектической логики), то Маркс обогатил логику ИСТОРИЗМОМ. Когда Маркс определяет «идеальное» как "материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней ", он не понимает голову естественнонаучно. Здесь имеется в виду общественно-развитая голова человека, все формы деятельности, которые начинаются с форм языка... и кончая логическими категориями. «Общественно-развитая голова человека» по Марксу - это «голова» коллективного человека. Этот «коллектив» своим трудом преобразует природу (и себя) и представляет собой труд поколений, сменяющих друг друга в ходе исторического развития. Домарксистские материалисты понимали человека как часть природы, но не доводили материализм до истории.
3. Понятие общественного исторического коллектива основано на разделении труда и частной собственности. Не индивид, а совместная деятельность выступает как СУБЪЕКТ (государство, право, религия и т.д.) Совместная деятельность (общественное целое) противостоит индивиду как чуждая сила. Отчуждение – по Марксу новый аспект мышления. "Сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно. Она противостоит индивидам, а потому " представляется данным индивидам не как их собственная сила объединяющая сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают, они, следовательно, не могут господствовать над этой силой - напротив, последняя проходит теперь ряд фаз и ступеней развития, не только независящих от воли и поведения людей, а наоборот направляющих эту волю и это поведение" К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., т. 3, стр. 33. В классовом обществе это «общественное целое» (государство, право, религия, мораль …) приватизируется группой людей. Эта отчужденная сила выступает как субъект и диктует индивиду формы его жизнедеятельности. Индивид превращается в раба, в «говорящее орудие» отчуждённых общечеловеческих сил. По Фейербаху человек вне общества, вырывается из сплетения общественных отношений и превращается в изолированного индивида (Робинзона).
4. Природа человеческого мышления связана с проблемой ИДЕАЛЬНОГО, о чем Ильенков написал отдельный труд. Идеальное есть ... не что иное, как форма вещи, но вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности. " И если ясно, что производство доставляет потребителю предмет в его внешней форме, то столь же ясно, что потребление полагает предмет производства ИДЕАЛЬНО, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель". МЭ т 46. ч1/28. Идеальное это момент деятельности, идеального нет в результатах деятельности. Когда предмет создан, потребность общества в нем удовлетворена, деятельность угасает в её продукте, умирает и само ИДЕАЛЬНОЕ. Идеальное - аналог логических форм мышления. Определение идеального диалектично. Это то чего нет и вместе с тем есть , то что не существует в виде внешней , чувственно воспринимаемой вещи . а вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие = небытию или наличное бытие в фазе его становления в деятельности субъекта.
Итоги дискуссии о диалектике подвёл Э.В. Ильенков
• мышление мы понимаем как идеальный компонент реальной деятельности общественного человека, преобразующего своим трудом и внешнюю природу, и самого себя.
• Всеобщие законы изменения природы человеком и есть всеобщие законы природы, в согласии с которыми человек только и может успешно ее изменять. Будучи осознанными, законы природы выступают как законы разума, как логические законы. "Законы логики суть отражения объективного в субъективном сознании человека " В.И.Ленин т 29, стр. 165.
• В итоге всех проведенных рассуждений приходим к выводу, что объективные законы субъективной деятельности есть ПРЕДМЕТ современной логики. ( О чем был разговор с Фернандо, и по поводу чего выразил сомнение Владимир Белл).
• Диалектическая логика есть, поэтому не только всеобщая схема субъективной деятельности, но одновременно и всеобщая схема изменения любого естественно природного и социально-исторического материала.
• Логика, ставшая диалектикой, является... наукой о развитии всех вещей, как материальных, так и "духовных".
С уважением, ЛАС.