[b]ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ И ОТЧУЖДЕНИЕ[/b]
(коммунизм как проявление закона двойного отрицания)
Михаил, я бы хотел поразбираться с ОТЧУЖДЕНИЕМ в разных аспектах, так как снятие отчуждения является центральной тенденцией содержания современности. Хотелось бы для понимания особенно выделить философский аспект.
У Маркса (даже молодого) всё просто, он пишет:[quote] «Если мы сам коммунизм – так как он является отрицанием отрицания, таким присвоением человеческой сущности, которое опосредствует себя с собой через отрицание частной собственности…» /Т.42, С. 135-136/ [/quote]
Понимаю, но смутновато. Яснее, если « отрицание отрицания» представить применительно ко всей истории через СИММЕТРИЮ ИСТОРИИ (новинка). Михаил, содержание «симметрии истории» я раскладываю на простые составляющие в определенной последовательности, чтобы было легче понять студентам/ подробно на моём сайте/. Возможно так же, как и ты, гегелевский закон двойного отрицания. Интересно как бы ты с позиции Гегеля прокомментировал марксистское понимание коммунизма как ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ?
В частности на 242 стр. в твоём посте следующее:
[quote="Михаил Белоногов"] Изучение Смита помогло Гегелю прийти в «Феноменологии духа» к попытке осмыслить развитие сознания и человеческого общества в целом как результат трудовой деятельности. «Величие гегелевской «Феноменологии», — отмечал К. Маркс, — ...заключается, следовательно, в том, что Гегель рассматривает самопорождение человека как процесс... что он, стало быть, ухватывает сущность труда и понимает предметного человека, истинного, потому что действительного, человека как результат его собственного труда» [/quote]
Ранее я думал, что это заслуга марксизма - открытие гуманистической функции труда. Т.е результатом процесса труда являются не только ТОВАРЫ (продукты), но и сам ЧЕЛОВЕК. Ранее до Маркса гуманистическая функция труда не рассматривалась. Оказывается эту функцию труда, определил Гегель. В этом тайна гегелевской ДИАЛЕКТИКИ (позиция М.Б и В.Б), её отличие от метафизики.
Итак: [b]«Тезис – Антитезис – Синтез»[/b]
[b][size=150]Первое отрицание [/size][/b]– переход от Тезиса к Антитезису / от первобытности к классовой формации/
ЭКСПЛУАТАТРОРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - становление классовых ценностей, становление ОТЧУЖДЕНИЯ. В чем тайна этого «отчуждения» по Гегелю? Да и по Марксу?
[b]Второе отрицание [/b][size=150][/size]– переход от Антитезиса к Синтезу / от классовой формации к коммунизму/
ПОСТКАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (КОММУНИСТИЧЕСКАЯ) – снятие классовых ценностей, снятие отчуждения. В чем тайна этого этапа должна быть по логике Гегеля и Маркса?
Жаль, что в реальной истории Гегель не пошёл дальше капитализма, второе отрицание у него ЗАВИСЛО.
М. Белоногов
[quote]Маркс подчеркивал ограниченность позиции Гегеля. «Гегель стоит на точке зрения современной политической экономии... Он видит только положительную сторону труда, но не отрицательную». Разумеется, эту мысль Маркса не следует понимать упрощенно. Она не означает, что Гегелю было чуждо всякое понимание отрицательных последствий труда в капиталистическом обществе. Маркс имел в виду, что Гегель не увидел «отрицательной стороны» труда, а именно: неспособность Гегеля найти путь к диалектическому отрицанию капитализма.
[/quote]
С уважением, ЛАС.
|