Меню сайта

Категории каталога
1. Субстанция социализма [58]
2. сущность социализма [9]
3. явление социализма [4]
4.Свойства субстанции (всеобщность,существенность,активность) [1]
5.Отношения субстанции (причинность, взаимодействия, противоречия) [2]
6. Законы субстанции (развития и функционирования) [1]
7. бесконечное понятие (диалектика) [13]
Социализм в категориях диалектики [125]

Наш опрос
Почему коммунист Ленин является автором капиталистического НЭПа?
Всего ответов: 124

Главная » Статьи » Субстанция социализма » Социализм в категориях диалектики

Трудности понимания "Науки логики"

Гегель. Наука логики. - М.: Изд-во «Мысль,1998.-1072с. – (Классическая философская мысль)

·        

Гегель «просит читателя  быть …снисходительным»… извиняется за «… трудности предмета самого по себе, а затем и его изложения,…» С.Н.Труфанов  совершенно не правильно  это объясняет, искажая самого Гегеля, по причине его непонимания. Типа «утеряно понимание её основной идеи» « Стр. 10.Наука логики Гегеля в доступном изложении: учебное пособие. – Самара: Парус, 1999-187с. Автор так и не вспомнил, в чем заключалась эта идея. Хотя в ведении Гегель  это предельно ясно излагает.

 

 

ЛАС

Первая трудность

 в понимании «Науки логики» связана  с расширением объема логики

Понятно, что без «Феноменологии духа» «Науку логики» понять трудно. Предпосылками понимания является выводы из  история философии, в частности необходимость  монизма (против дуализма Канта) и материализма (содержание объекта – основа), что,  казалось бы, парадоксально  для самого Гегеля, которого от непонимания считают идеалистом.

Необходимость эволюции объективных форм мышления  является мышление  в бесконечных понятиях, последнему и посвящается наука логики. Об этом пишет сам Гегель в предисловии  к первому изданию.

 8 в

«…необходимость расширить объем логики (ЛАС: см. Ильенков), взятой самой по себе, побудила меня  выпустить её в свет отдельно; она, таким образом, составляет… первое продолжение  « Феноменологии духа»». Однако, что там Труфанов, сам великий философ  Ильенков пишет о другом, комментируя Гегеля о необходимости  расширении объема логики, что правда, но не истина. //Диалектическая логика: исторический экскурс… Идея в другом, ранее логика отражала только конечные понятия, а задача стоит более сложная - отразить в логике философскую бесконечность, или мышление в бесконечных понятиях. Напомним основную идею «Феноменологии духа»:

мышление развивается поступательно по спирали:

 

1. Мышление в конечных восприятиях.

 2. Мышление в бесконечных восприятиях.

 3. Мышление в конечных представлениях.

 4. Мышление в бесконечных представлениях.

 5. Мышление в конечных понятиях.

 6. Мышление в бесконечных понятиях.

Расширение объема логики,  осуществленный Гегелем, и есть переход с пятого на шестой уровень.

 

Вторая трудность

 в понимании «Науки логики» связана с пониманием  «бесконечности» в философии

 

Трудность понимания «Науки логики» с вязана с пониманием  БЕСКОНЕЧНОСТИ. Гегель здесь, по сути, первопроходец, так как математическая бесконечность давно известна, но  никакого отношения не имеет к бесконечности в философии. Гегель оценивает  бесконечность как КОНКРЕТНОЕ понятие. Конкретное это метакатегория в философии Гегеля (Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» Поэтому 100 страниц в ведении «Истории философии» посвящает различию мнения и мысли, только мысль выражает конкретное. Поэтому главным принципом познания  бесконечного понятия стал принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

12 В.

…то, что известно, ещё не есть поэтому познанное; между тем требование продолжать  заниматься тем, что уже известно, может даже вывести из терпения, а что более известно, чем определения мысли, которые мы используем повсюду, которые мы произносим в каждом предложении».

Таким образом «Наука логики», есть логика одного бесконечного понятия.

 

Третья трудность

  в понимании «Науки логики» в гегелевской особенности  понимания истины.

 

Так как логика есть философия, поэтому её интересует только одно - ИСТИНА.  Наиболее близко  из истории философии к  пониманию  истины подошёл Б.Спиноза, но его субстанция мертва, статична. Решение проблемы Гегель нашёл в методе единства СУБЪЕКТА и ОБЪЕКТА, в конкретном тождестве противоположностей, в тождестве понятия и содержания объекта, в тождестве мышления и бытия, в тождестве субъективной (бесконечное понятие) и объективной логики (единство бытия и сущности)

35с

«…метод есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания»…

6

«Только природа содержания может быть тем, что развёртывается в научном познании, причем именно лишь эта собственная рефлексия содержания полагает и порождает само определенное содержание».

Из гносеологии известно, что истина ни в субъекте (мышление) и ни в объекте (содержание предмета), а в  единстве этих противоположностей. Так как мышление есть  «осознание формы самодвижения содержания», «собственная рефлексия содержания», т.е. сам объект превращается в субъект движения, а мышление адекватно это отражает. Такие противоречивые объекты М. Белоногов и В.Белл назвали ДИАЛЕКТИЧЕСКИМИ, отразить такие объекты может только бесконечное понятие.

Четвёртая  трудность

  в понимании «Науки логики» связана с пониманием её основного закона, закона создания энциклопедии нового типа.

 

Основной закон диалектической логики есть конкретизация принципа восхождения от абстрактного к конкретному.

Основной закон формальной логики – обратная связь между объемом и содержанием понятия.

Основной закон диалектической логики – прямая связь между объемом и содержанием бесконечного понятия.

В формальной логике объем, и содержание являются широко известными категориями. В диалектической логике особенность: там рассматривается  СОДЕРЖАНИЕ  одного и того же БЕСКОНЕЧНОГО понятия согласно методу, который  есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания.

Формы самодвижения есть последовательность выводящих друг из друга категорий логики. Объем бесконечного понятия отражает количество категорий диалектики, а содержание есть совокупность содержания  всех категорий, или, по принципу восхождения от абстрактного к конкретному,  есть  содержание последней категории.

Связь между объемом и содержанием прямая: больше категорий - богаче содержание понятия.

Сложность понимания «Науки логики» определяется нарушением дисциплины мысли, чтобы понимать прочитанное, необходимо держать в памяти всё прошлое  содержание, рассмотренное ранее.

Категория: Социализм в категориях диалектики | Добавил: filosovr (26.08.2013)
Просмотров: 230 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024