Мнение Энгельса об ограниченности Гегеля: .
"Хотя Гегель, наряду с Сен-Симоном, был самым
универсальным умом своего времени, но он всё-таки был ограничен, во-первых, неизбежными пределами своих
собственных знаний,
а во-вторых, знаниями и воззрениями своей эпохи,
точно так же ограниченными в отношении объёма и глубины Но
к этому присоединилось ещё третье обстоятельство. Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей
головы были не отражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей
и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля лишь
воплотившимися отражениями какой-то «идеи», существовавшей где-то ещё до
возникновения мира".
/Фридрих Энгельс
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НАУКЕ/
ЛАС:
1. Каждый
сидит в «своей пещере» как идоле ума (Ф.Бэкон), и Энгельс не исключение.
2. Социальные
условия неразвитости капитализма, что
отразилось и на гегелевском и
утопическом понимании капитализма.
3. Про идеализм Гегеля, нельзя сказать так однозначно.
· Гегель
адекватно читается материалистически
(Ленин, конспект «Науки логики»);
· Да
и начинает изложение диалектики как
материалист, с учения о бытии
Абсолютная идея прообраз бесконечного понятия, содержание
которого раскрывает «Наука логики». Для материалиста это есть та метасистема,
то целое, которое определяет развитие
внутренних частей (конечных понятий). На сегодня, к сожалению, мышление в
бесконечных понятиях, остаётся за закрытой дверью, даже у тех, кто считает
себя глубокими гегельянцами (д.ф.н.
М.В.Попов, д.ф.н. А.С.Казёнов). Поэтому МИБ и сделал вывод, что используя
диалектику, они могут доказать всё что угодно, хотя диалектика выставляет более жёсткие требования к мышлению по сравнению с формальной логикой, подчиняется не
закону исключения третьего, а закону исключения второго.
|