Капитализм как конечное понятие в соотношении с бесконечным понятием.
Капитализм как конечное понятие в соотношении с бесконечным понятием. Социализм вырастает из капитализма как конечного понятия. Капитализм основан на свободной конкуренции частников. Далее все по Гегелю «Другое определение - беспокойство, присущее [всякому ] нечто и состоящее в том, что в своей границе, в которой оно имманентно, нечто есть противоречие, заставляющее его выходить за свои пределы.» /«Наука логики» с. 159-160/. Конкурентная борьба приводит к массовому разорению частников и появлению монополистов. Монополия есть инородное тело в капитализме, так как отрицает законы рынка. Монополия есть критерий выхода капитализма как конечного понятия за свою границу. Ленин конечность капитализма выразил незадолго до октябрьского переворота в работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», написанной 10–14 (23–27) сентября 1917 г. Ленин определяет социализм следующим образом: «...Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией» (34, 192). В современном марксизме конечность капитализма наиболее ярко выражена законом мимолётности последнего звена исторического периода. Капитализм и есть ближайшая и непосредственная предыстория социализма, соответствующая гегелевскому тезису: «Нечто вместе со своей имманентной границей, полагаемое как противоречие самому себе, в силу которого оно выводится и гонится дальше себя, есть конечное» /«Наука логики» с. 159-160/. Такова логика марксизма, рассматривающая диалектику конечного и бесконечного понятия. Конечное как выражение бесконечного и проявление бесконечного, такое конечное, которое является моментом бесконечного. К бесконечному понятию в данном отношении можно отнести такое целое, каким является социальная форма движения материи как субстанция. М.И.Белоногов выразил прообраз философского бесконечного так: «Таким образом, всякая вещь, процесс, явление, концентрирующие в себе комплекс противоположных определений так, что отрицания этих определений не выходит за рамки этого комплекса, а переходят друг в друга, образуют замкнутую группу отображений в себя по операции отрицания, есть образ диалектического целого в природе (назовем такое целое «диалектическим объектом»), которое есть прообраз бесконечного понятия в мышлении». Проблема мышления в бесконечных понятиях давно назрела и разрешится, в ближайшем историческом будущем.