Меню сайта

Наш опрос
Как вы понимаете СОВРЕМЕННОСТЬ?
Всего ответов: 117

Главная » FAQ » Диалектика [ Добавить вопрос ]

Философия бессмертия [1]
В настоящее время меняется научная парадигма, качественно изменяется картина мира. Наука проникает в те уровни мироздания, которые ранее были только сферой религии...
А [2]
Все слова на букву "А"
Б [5]
Все слова на букву "Б"
В [3]
Все слова на букву "В"
Г [11]
Все слова на букву "Г"
Д [9]
Все слова на букву "Д"
Е [4]
Все слова на букву "Е"
Ж [0]
Все слова на букву "Ж"
З [20]
Все слова на букву "З"
И [9]
Все слова на букву "И"
К [20]
Все слова на букву "К"
Л [4]
Все слова на букву "Л"
М [35]
Все слова на букву "М"
Н [10]
Все слова на букву "Н"
О [5]
Все слова на букву "О"
П [9]
Все слова на букву "П"
Р [10]
Все слова на букву "Р"
С [68]
Все слова на букву "С"
Т [3]
Все слова на букву "Т"
У [2]
Все слова на букву "У"
Ф [24]
Все слова на букву "Ф"
Х [0]
Все слова на букву "Х"
Ц [1]
Все слова на букву "Ц"
Ч [0]
Все слова на букву "Ч"
Ш [0]
Все слова на букву "Ш"
Щ [0]
Все слова на букву "Щ"
Э [9]
Все слова на букву "Э"
Ю [0]
Все слова на букву "Ю"
Я [2]
Все слова на букву "Я"
Основная терминология общественной теории [4]
Так как общество находится на "изломе истории"(Е.И.Овсянкин)возникает много споров о содержании основных понятий общественного развития
Диалектика [7]
Михаил Белоногов о совершенном мышлении в бесконечных понятиях
Словарь новинок марксизма ХХI века [7]
Анализ современности послужил основанием создания краткого словаря достижений и новинок современного марксизма.

Необходимость    обсудить  вопросы  современного мышления  возникла  давно.

Три позиции:

1.       Это связано  с  тем, что  все мы находимся  на  переходном этапе истории в  двух смыслах:

·         Россия испытывает на себе  зигзаг истории, переход от одной крайности (сталинизма) к другой  (реставрации капитализма). Власть занималась и продолжает заниматься манипуляцией сознания (С.Г. Кара-Мурза).  Для преодоления  манипуляции сознания необходимо самостоятельное мышление, современного уровня. Как преподаватель логики, хорошо понимаю, что нужна для этого не просто формальная, а ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА. Диалектическую логику в России не преподают даже для аспирантов, не говоря  уже о студентах. Причин много, одна из которых, нет преподавателей, другая, власть в этом не заинтересована и т.д.

·         Весь мир находится на переломе  истории. Для понимания того, в каком мире мы живем, и  в каком направлении он объективно меняется,  нужно  СОВРЕМЕННОЕ, адекватное  этому миру  МЫШЛЕНИЕ.

2.       Современное мышление  связано  с переходом  от   мышления в  КОНЕЧНЫХ ПОНЯТИЯХ,  к мышлению  в  БЕСКОНЕЧНЫХ ПОНЯТИЯХ. Это НОВЫЙ  подход  даже для профессионального логика. Михаил Белоногов  является  активным пропагандистом   мышления в БЕСКОНЕЧНЫХ ПОНЯТИЯХ, материалы которого  мы планируем разместить на FAQ   нашего сайта. С  более подробной дискуссией на данную тему можно  посмотреть на форуме  в теме «Новое в теории и современность».

3.         Мышление  определяется  социальным бытием.  Эту связь  мышления в бесконечных понятиях в современности  ярко продемонстрировал  Владимир Белл (участник форума).  Он не только реализовал логику Гегеля на практике, но и устранил  недостатки гегелевской логики, поставив её на материалистическую основу. Таким  образом,   В. Белл соединил необходимость мышления в бесконечных понятиях  и постоянно изменяющийся мир в единое целое (первый и второй пункт). Размышления В. Белла, мы также планируем разместить на FAQ   нашего сайта.

 

С уважением, администратор сайта  ЛАС.


Как связана диалектика с культурой?

Этот вопрос   дополняет предыдущий  вопрос о необходимости изучать диалектику.

О КУЛЬТУРЕ

    Начиная  с Сократа, человек выделился из окружающего мира в особый объект исследования. Возникает отношение  МИР - ЧЕЛОВЕК.  Главный вопрос философии исследовать это  отношение (чему посвящены все функции философии).  

     Культурология  исследует это отношение со своей стороны.   Это взаимоотношение вызывает  изменение, как мира,  так и человека.  КУЛЬТУРУ с этой позиции можно определить как ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА под воздействием окружающего мира, а ЦИВИЛИЗАЦИЮ – как  ИЗМЕНЕНИЕ МИРА  под воздействием деятельности человека (по Есину из учебника «Культурология»).

   Так как в России происходит  реставрация капитализма, общества, которое обеспечивает высокий уровень жизни меньшинства за счет большей части населения, то власть не заинтересована  в том, чтобы это  положение ОСОЗНАВАЛ низший класс.  Поэтому   активизирует  процесс формирования для низшего класса    МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ (категория культурологии). Сущность массовой  культуры  в том, что они МОЗАИЧНАЯ.  Мозаичная культура  необходимое условие  МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЯ  со стороны  власти (С.Г. Кара-Мурза). Мозаичность  культуры  означает, что  связи между явлениями разорваны, сознание представляет  мозаику, отдельные кусочки знаний о явлениях действительности.  Нет целостного  осознания действительности, нет  ПОНИМАНИЯ  этой действительности. Философ бы выразился, что существует  МНОГООБРАЗИЕ БЕЗ ЕДИНСТВА (Ильин, Гегель…).  По сути – это характеристика мышления ОБЫВАТЕЛЯ, МЕЩАНИНА, - это мировоззрение  ЗДРАВОГО СМЫСЛА.

О ДИАЛЕКТИКЕ

Преодолеть  мозаичную культуру мышления  предназначение диалектики. О этом отношении  ДИАЛЕКТИКУ  можно определить как культуру мышления, отражающую явления  действительности  и саму действительность   В ЦЕЛОМ (ЛАС), В БЕСКОНЕЧНЫХ ПОНЯТИЯХ  (М. Белоногов, В. Белл).

30.08.2008. ЛАС

 


АКТУАЛЬНОСТЬ ДИАЛЕКТИКИ
Александр50 писал(а):
Поэтому нельзя не согласиться с мыслью, высказанной в посте Chook: «200 страниц напластали, а муть становится всё гуще. И всё, ЯКОБЫ, о мышлении да о познании». Причём интересным фактом является то, что основной источник этой мути заключён в «трёх богатырях», взявших на себя обязанности пророков – Белл, Белоногов и ЛАС.

Chook, Потребитель, Александр 50 сошлись в мнении , что с диалектикой всё ясно, она не заслуживает внимания, и попытка оценить диалектику с позиции НОВОГО (МЫШЛЕНИЯ В БЕСКОНЕЧНЫХ ПОНЯТИЯХ, ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА) это МУТЬ, которая становится всё гуще при активности «трёх богатырей».
Я не оговорился они высказали МНЕНИЕ (по Гегелю мнимое, ложное знание), а не МЫСЛЬ. Действительно полезные ссылки Chook*а про диалектику ( за что искренне ему благодарен) несут МЫСЛЬ. «ССЫЛКА / Теория научного коммунизма - теория идиотизма классиков /СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ» несёт в себе глубокую мысль, что первоосновой НЕПОНИМАНИЯ МАРКСИЗМА многими является то, что не была осознана в глубине фундаментальная ОСНОВА марксизма ДИАЛЕКТИКА, а две другие части марксизма являются её первой и второй производной. Не было осознано органическое единство трёх составных частей марксизма, то, что марксизм МОНОЛИТ. Добавлю , что критика марксизма субъектами с мышлением в КОНЕЧНЫХ ПОНЯТИЯХ совершенно бесполезное занятие. 
Цитата:
Практика показала, что подавляющее большинство членов КПСС эту работу Ленина прочли, но... НЕ ПОНЯЛИ. Было зазубрено, что классики буржуазной философии и экономии, а так же социалисты-утописты являются предшественниками марксизма, а диалектико-материалистическая философия, политическая экономия и научный коммунизм - составными частями марксизма.

Подавляющее большинство советских обществоведов, членов ЦК КПСС и секретарей обкомов, зазубривших строки о составных частях марксизма, не смогли усвоить, что эти части имеют смысл ЛИШЬ в их НЕРАЗРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ и что такое положение вещей предопределено природой и функцией каждой из составных частей.

Диалектика является универсальной методологией мышления марксиста независимо от того, на исследование какого явления направлено мышление. Из всех школ мышления, со времен Аристотеля, наиболее продуктивной, давшей миру наибольшее количество признанных демиургов, является диалектическая школа мышления. Достаточно сказать, что Александр Македонский был учеником Аристотеля, а Давид Рикардо и Клаузевиц лично учились у Гегеля.
Этим марксистская диалектика отличается от идеалистической, Которая определяет методологию как врожденную принадлежность "абсолютного духа", как логику саморазвивающейся "абсолютной идеи" и т.п. химер, не предусматривающих наличие мозга. Методология марксизма не выходит за пределы отражения объективных законов материального мира при помощи законов работы такого "зеркала", каким является мозг.

Поэтому "вторая" составная часть марксизма, которую принято называть "политической экономией марксизма", есть ни что иное, как продукт применения марксистской методологии, т.е. диалектики, для исследования и открытия законов материального воспроизводства общества.

Не владея диалектикой, невозможно познавать объективные экономические законы, т.е. нельзя стать МАТЕРИАЛИСТОМ.
Как известно, кроме "политической экономии" составной частью марксизма является " научный коммунизм ".

Одним из важных выводов этой части марксизма является то, что до победы полного коммунизма общество будет разделено на классы. Вне диалектики продуктивное исследование объективных законов ликвидации классового деления общества, НЕВОЗМОЖНО.

Следовательно, третья составная часть марксизма, которую иногда называют " научным коммунизмом " (масло масленое), есть продукт применения марксистской методологии для исследования общественных отношений на уровне классов. Правомерно применять выражение " научный социализм", поскольку существует множество ненаучных "социализмов". Коммунизм же исключительно научное течение мысли, к которой, например, хрущевина, горьбачевщина и зюгановщина вообще никакого отношения не имеет.

Таким образом, быть коммунистом это значит: ОБЯЗАТЕЛЬНО овладеть марксистской диалектикой и применять ее при исследовании производственных отношений людей и, вытекающих из них, борьбы классов.
Подобно тому, как знаток теоретической механики умеет применять высшую математику для исследования проблем статики, кинематики и динамики, не удивляя этим себя и не шокируя окружающих универсализмом математики, подобно этому, марксист обязан, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, знать и уметь применять диалектику при исследовании проблем общественного бытия.

Образно говоря, "политическая экономия" марксизма есть первая "производная", а "социология" марксизма есть вторая "производная" от методологии марксизма, т.е. диалектики.

 

Полезные ссылки Chook*а, свидетельствуют о том, что Михаил Белоногов, Владимир Белл и ЛАС на истинном пути в понимании современных общественных проблем. Для того чтобы понимать марксизм, мзначально необходимо глубоко понять, что есть  диалектика?

С уважением, ЛАС.


 

Такие фундаментальные общие принципы человеческой реальности можно определить, как БЕСКОНЕЧНЫЕ понятия, поскольку они НЕ ограничены каким-либо качеством человеческой реальности и действенны,  пока вообще существует человеческая  реальность

[b]Определение бесконечных понятий:[/b]

[u]Бесконечные понятия – это фундаментальные принципы человеческой реальности, неизменные и действенные во всех её качествах, из которых можно получать общие принципы для новых качеств человеческой реальности. [/u]

 

Соответственно,  общие принципы, которые адекватны только определённым качествам человеческой реальности и отрицаются её новыми (или другими)  качествами,  являются КОНЕЧНЫМИ понятиями. 

 

За пределом конечных понятий, человеческая реальность может существовать – в другом качестве, с другими конечными понятиями, но может существовать в реальности.

За пределом бесконечных понятий,  человеческая реальность НЕ может существовать ни в каком качестве – вообще НЕ может существовать в реальности, как таковая.

 

Поскольку бесконечные понятия выражают (отражают, определяют, формулируют) такие фундаментальные общие принципы человеческой реальности, которые свойственны ВСЕМ её качествам, то их отрицание человеком (людьми) означает отрицание им (ими)  человеческой реальности вообще,  как таковой.

То есть, в пределах существования человеческой реальности бесконечные понятия имеют силу АБСОЛЮТА – им не должны противоречить никакие другие понятия (общие принципы, мировоззренческие ориентиры) людей. А за пределами существования человеческой реальности у людей  вообще нет, и не может быть никаких понятий ни о чём, поскольку нет людей.

 

[b]Важный вывод:[/b]

[u]Бесконечные понятия имеют силу АБСОЛЮТА для ЛЮБЫХ понятий людей.[/u]

 

В зависимости от конкретных условий практики и новых качеств человеческой реальности, людьми  могут отрицаться и изменяться конечные понятия, но не могут отрицаться бесконечные понятия, поскольку их отрицание будет означать прекращение существования человеческой реальности, вообще, как таковой.

 

Деление общих принципов на бесконечные и конечные понятия является важным и необходимым шагом для формирования системы общих принципов - одновременно, устойчивой и динамичной -  применительно к человеческой реальности, непрерывно меняющей своё качество.

 

[b]Свойства бесконечных понятий. [/b]

Требование к бесконечным понятиям такое же, как выше приведённый общий принцип для самих общих принципов, и дано  в определении бесконечных понятий:

они должны быть сформулированы  людьми таким образом, чтобы из них можно было выводить (получать) общие принципы (конечные понятия) для новых качеств человеческой реальности, минуя экспериментальный метод перебора проб и ошибок.

 

«Бесконечные понятия», не удовлетворяющие этому требованию бессмысленны, поскольку общие принципы (конечные понятия) для новых качеств человеческой реальности будут находиться людьми исключительно экспериментальным методом проб и ошибок.

Более того, такие понятия, претендующие на роль «бесконечных»,  но не удовлетворяющие вышеуказанному требованию к ним, крайне вредны в условиях динамичной  человеческой реальности, поскольку создают у людей ИЛЛЮЗИЮ ЗНАНИЯ. То есть, создают иллюзию возможности получения из них конечных понятий для новых качеств человеческой реальности, тогда как, на самом деле, эти понятия (общие принципы) находятся людьми только экспериментальным методом проб и ошибок.

Типичным примером такого «бесконечного понятия» является «Бог».

 

Поскольку бесконечные понятия имеют силу  абсолюта для любых других понятий людей, то,  с одной стороны, в условиях динамичной человеческой реальности, непрерывно  меняющей своё качество, людям не обойтись без бесконечных понятий, а с другой стороны, люди страшатся (опасаются) понятий, имеющих силу абсолюта.

 

Поэтому форма определения бесконечного понятия должна быть такой, чтобы из неё было очевидно, что оно не может быть направлено против Человека, Разума, мышления, познания - что оно направлено исключительно  на защиту и созидание существования и развития человеческой реальности.

Например, в религии это достигается декларированием «бесконечной любви Бога к человеку» - приданием Богу образа «строго, но любящего родителя».

 

Кроме того, при определении бесконечных понятий надо правильно понимать  и в явном виде указывать их ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, которое заключается в выведении (получении) из них общих принципов (конечных понятий)  для новых качеств человеческой реальности тогда, когда эти принципы НЕ могут быть определены людьми методом проб и ошибок в силу  чреватости такого экспериментирования людей над человеческой (собственной) реальностью прекращением её существования.

То есть, нет необходимости (неправомерно) использовать бесконечные понятия для тех областей, условий, качеств человеческой реальности общие принципы (или конкретное знание) для которых могут быть определены людьми методом проб и ошибок без ущерба (без угрозы, без опасности) для существования и развития человеческой реальности, как таковой.

 

Вмешательство бесконечных понятий с проявлением их силы абсолюта для любых  понятий людей нужно и правомерно только тогда, когда развитие человеческой реальности  экспериментальным методом  проб и ошибок  чревато для неё прекращением существования,  и применительно к таким понятиям (представлениям, общим принципам, мировоззренческим ориентирам) людей, которые противоречат приросту возможностей дальнейшего  существования и развития человеческой реальности.

 

Последнее, собственно, и является формулировкой такого бесконечного понятия, которое является  ВЫШИМ общим принципом и ВЫСШИМ критерием истины  для любых  понятий и представлений людей:

[b]созидание прироста возможностей для дальнейшего  существования и развития человеческой реальности (Человека, Разума, мышления, познания – вида «Человек Разумный»).[/b]

Этот бесконечное понятие, этот высший общий принцип неисчерпаем и имеет силу абсолюта для отрицания  любых понятий (общих принципов, мировоззренческих ориентиров), представлений, интересов, корыстей, мнений, желаний, … людей,  ему противоречащих.

 

[b]Заключение.[/b]

Итак, мы рассмотрели соотношение между общими принципами и получением конкретного знания и сформулировали требование к общим принципам.

 

Кратко (только по существу) рассмотрели развитие философского процесса поиска и определения людьми общих принципов познаваемой ими реальности и показали, что этот процесс, в конце концов,  замкнулся на сферу человеческой реальности.

 

Рассмотрели градацию общих принципов и установили, что для человеческой реальности, непрерывно меняющей своё качество,  нужны  общие принципы, свойственные всем её качествам.

На основании этого дали определение бесконечных и конечных понятий.

 

Рассмотрели свойства и предназначение бесконечных понятий и сформулировали бесконечное понятие для человеческой реальности.

 

Полученная формулировка оказалась очень простой и, вроде бы, очевидной (как  ленинское определение материи).

Но она и должна быть такой. И  другой быть не может, поскольку высший  фундаментальный принцип, содержит своё обоснование в самом себе. Его формулировка и есть его обоснование.

 

 

Владимир Белл

 


 

Фундаментальные направления точных наук, собственно,  и призваны заниматься поиском и созданием таких экспериментальных условий, в которых получаемые результаты практики (эксперимента) не вписывались бы в существующие  фундаментальные принципы этих наук. Когда такие  экспериментальные открытия  происходят, они становятся источником прорыва точных наук к определению новых, ещё более глубоких, фундаментальных  принципов для изучаемой ими реальности.

 

Однако существует сфера реальности, для которой не надо специально искать качественно новых условий её практики – она сама по мере своего развития всё время создаёт их из себя и  сама вплывает в своё новое качество.

Это сфера реальности, включающая в себя само мышление, сам Разум, самого Человека, сам процесс познания – это человеческая реальность, реальность мышления и Разума, реальность мира людей,  реальность вида «Человек Разумный.

           

Это свойство человеческой реальности: в процессе своего развития создавать своё новое качество – является, по сути,  единственным на сегодня внятным объяснением необходимости философии для людей.

В определениях  философии это объяснение звучит так: «[i]Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность».[/i]

 

То есть, философия, в общем-то, понимает, что она нужна для выработки людьми новых общих принципов (понятий, [i]мировоззренческих ориентиров[/i]) для качественно новых условиях человеческой реальности (практики, [i]социальной жизни [/i]), для  получения из них  конкретных знаний, потребных для человеческой практики в её новых условиях ([i]регулирующих человеческую деятельность[/i]).

 

А вот то, что философия НЕДОПОНИМАЕТ (то есть, интуитивно чувствует, но ещё не осознаёт в полной мере и в явном виде для себя не формулирует):

[u]В условиях (на таком уровне скорости развития), когда человеческая реальность непрерывно,  быстро и сильно меняет своё качество,   задачей философии  становится уже  не просто поиск новых общих принципов (новых понятий, новых  мировоззренческих ориентиров) для  человеческой реальности нового качества,  а определение (нахождение и формулирование) таких ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ общих принципов (понятий, мировоззренческих ориентиров), из которых можно было бы определять САМИ общие принципы (понятия, мировоззренческие ориентиры) для нового качества человеческой реальности.[/u]

 

В противном случае, философия перестаёт соответствовать  ГЛАВНОМУ новому качеству человеческой реальности – достигнутой этой реальностью такой скорости развития, при которой  она непрерывно, быстро и сильно меняет своё качество.

 

В таких условиях, общие принципы (понятия, мировоззренческие ориентиры),  выработанные философией для определённого качества человеческой реальности,  очень быстро перестают человеческой реальности соответствовать, и начинают ею отрицаться, в силу вырастания её в своё новое качество. Отрицая любые общие  принципы (понятия) для определённого своего качества, человеческая реальность всё больше  начинает развиваться   методом проб и ошибок (вслепую, как уж получится, куда кривая выведет). Причём, чем стремительнее и мощнее развитие человеческой реальности, тем  сильнее отрицание в ней общих принципов (понятий) для  определённого её качества и тем в большей мере она переходит в режим  развития вслепую – исключительно методом проб и ошибок. А это крайне опасно. Для медленного и слабого развития человеческой реальности это ещё допустимо, а для стремительного и мощного развития – смертельно опасно.

 

Отрицание людьми прежних общих принципов (понятий, мировоззренческих ориентиров) обычно происходит в  период перехода человеческой реальности из прежнего качества  в новое своё  качество. Мировоззренческий хаос представлений и понятий  переходного периода успокаивается, когда находятся новые общие принципы (понятия, мировоззренческие ориентиры), соответствующие новому качеству человеческой реальности, которые структурируются в систему, отражающую и закрепляющую её  новое качество.

Ранее, пребывание человеческой реальности в её определённом качестве было длительным, охватывающим своей продолжительностью  жизнь многих поколений людей,  и считалось  её нормальным (основным, обычным)  состоянием.

Периоды же перехода человеческой реальности из прежнего качества в новое  качество были достаточно короткими. Резко выделялись на  фоне спокойного течения человеческой реальности в её обычном состоянии, и, соответственно, воспринимались людьми, как нечто противоположное нормальному состоянию человеческой реальности.

 

Сегодня, наоборот, непрерывный переход человеческой реальности в её новое качество стал НОРМОЙ человеческой реальности.

В соответственно этой новой норме человеческой реальности должна быть приведена и задача философии в поиске и определении общих принципов (понятий, мировоззренческих ориентиров).

 

[b]Важный вывод.[/b]

[u]Задачей современной философии является определение таких фундаментальных  общих принципов (понятий, мировоззренческих ориентиров) для человеческой реальности, из которых можно было бы получать (вырабатывать, выводить) общие  принципы (понятия, мировоззренческие ориентиры) для новых качеств человеческой реальности.[/u]

 

Понятно, что фундаментальные общие принципы (понятия),  из которых  можно получать общие принципы (понятия) для новых качеств человеческой реальности, должны соответствовать ВСЕМ качествам человеческой реальности, действенны ДЛЯ ВСЕХ качеств человеческой реальности  и  неизменны ВО ВСЕХ  качествах человеческой реальности. 


[b]ЛАС[/b]

[quote]4. Позиция Владимира Белла, и Михаила Белоногова сводится к новой трактовке диалектики и метафизики (различие объектов), но как выразился Михаил, позиция Белла ПЕРПЕНДИКУЛЯРНА, как я понял, они пересекаются в различии объектов на диалектический и метафизический. Белл, в тожестве субъекта и объекта, их постоянном взаимодействии, и творении субъектом самого себя – объекта (тезис о Фейербахе), пока не изложил своё видения мышления в бесконечных понятиях. Не сомневаюсь, здесь будут НОВЫЕ аспекты механизма мышления. Но уважаемая администрация форума, пока закрыла Белла, во вред диалектике.[/quote]

Попробую изложить [b]введение в мышление в бесконечных понятиях[/b] через ответ на вопрос:

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ФИЛОСОФИЯ?

 

Определения философии:

[quote]

Философия - наука имеющая предметом умственное исследование начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного, и отсюда — исследование и определение законов и целей и всего бытия вообще, и умственной и нравственной жизни и деятельности человека в особенности.

(Библейская энциклопедия).

 

Философия -  наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. (Даль).

 

Философия - форма общественного сознания; система взглядов на мир (мировоззрение) и на место в нем человека.

 

Философия -  учение об основных принципах познания и бытия, стремится выяснить общую связь всего сущего и объединить все области человеческого знания, исследуя последние основы их.

 
Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

 

Философия  - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

 

Философия – наука о постулатах наук.

 

(В. Белл).

[/quote]

 

Все определения философии сводятся к следующему:

наука (учение, система знаний)  о  фундаментальных (основных, общих, сущностных)  принципах (началах, законах, связях) бытия (мира, природы, человека, общества, познания, мышления).

ЛАС

 Полезное обобщение философии

 


О ДИАЛЕКТИКЕ

 

[quote="Владимир Белл"]Немного просветительства.Привожу моё сообщение с форума Хазина Мировой кризис.О ДИАЛЕКТИКЕ.Конечно, есть диалектическая логика (или логика диалектики), как есть дедуктивная (формальная) логика (или логика дедукции), и индуктивная логика (или логика индукции).И они не противоречат друг другу, а ДОПОЛНЯЮТ друг друга.Они вообще создавались людьми именно потому, что предыдущая логика не описывала (не охватывала) всех явлений реальности и приходилось её дополнять, чтобы дальше двигаться в познании (представлении, анализе, преобразовании) реальности.Любая логика теснейшим образом связана с методологией познания реальности.[/quote]

 

Владимир! С большим интересом  прочитал этот материал, если  не возражаешь,  размещу  этот материал  на своём сайте для студентов. Материал отличает четкая систематизация. Содержание, за исключением "диалектического объекта" совпадает с моими лекциями, поэтому читать   этот материал было приятно. Не смотря на  революцию моих взглядов по поводу "диалектического объекта" и ошибки  Энгельса, у меня зависло традиционное понимание  "трёх законов диалектики", которые применимы и к метафизическому объекту.

Так как  данный материал очень полезен для моих собеседников (которые игнорируют логику, диалектику, философию, марксизм)  можно ли его разместить на теме "Новое в теории и современность"?

Если, появится желание ответить, но то, что у меня "зависло", то лучше это сделать на моей теме.

 

 С уважением, ЛАС.

 

Владимир Александрович

Цитата:

Диалектика рухнет, как карточный домик, построенный однажды на сыром песке. Но песок высох, и ветры уже не те, пылинки от диалектики не останется.

 

 

Угу, и останется пустыня - памятник глупости и корысти.

 

Вы же вещаете с апломбом о том, в чём ни бельмеса не понимаете.

Вы же не понимаете, что такое и для чего диалектика, откуда и почему она возникла, для чего и почему предназначена.

 

Немного просветительства.

Привожу моё сообщение с форума Хазина Мировой кризис.

 

О ДИАЛЕКТИКЕ.

 

Конечно, есть диалектическая логика (или логика диалектики), как есть дедуктивная (формальная) логика (или логика дедукции), и индуктивная логика (или логика индукции).

И они не противоречат друг другу, а ДОПОЛНЯЮТ друг друга.

Они вообще создавались людьми именно потому, что предыдущая логика не описывала (не охватывала) всех явлений реальности и приходилось её дополнять, чтобы дальше двигаться в познании (представлении, анализе, преобразовании) реальности.

 

Любая логика теснейшим образом связана с методологией познания реальности.

Точнее логика является частью определённой методологии познания реальности, причём частью основной, несущей.

Не существует методологии познания реальности без соответствующей ей логики представления, рассмотрения, анализа, ... реальности.

И наоборот, любая логика в отрыве от определённой методологии познания реальности бессмысленна, поскольку у неё нет объекта приложения.

 

Любая логика имеет базовый постулат, который принимается, как её основа и из которого она и соответствующая ей методология познания реальности вырастает (выстраивается).

 

1. Все логики начинаются с дедукции Аристотеля (с формальной логики).

Базовым постулатом дедукции является НЕИЗМЕННОСТЬ КАЧЕСТВА анализируемого явления в его изменениях.

Все правила формальной логики выведены из этого базового постулата.

Некорректные утверждения в формальной логике это такие, которые требуют изменения качества явления, чтобы стать корректными.

Например, утверждение: "все критяне всегда лгут, сказал критянин" является некорректным в формальной логике, поскольку, чтобы быть верным должно быть изменено утверждаемое качество критян: "все всегда лгут".

 

У формальной логики два достоинства, определившие её значимость и широкое применение в анализе реальности:

1) она позволяет людям получать из исходных посылок выводы для огромного числа любых явлений реальности, пока сохраняется неизменным их качество;

2) она позволяет людям определять моменты, когда происходит изменение качества явлений реальности, поскольку его поведение начинает противоречить выводам формальной логики.

 

Высшим развитием формальной логики является математика, все теории которой тоже верны только в рамках исходных посылок (аксиом), положенных в их основу.

 

Недостатком формальной логики (дедукции) является то, что в её рамках (из неё самой) в принципе невозможно определить истинность её исходных посылок. Для этого пришлось бы принимать (непонятно из чего) исходные посылки для исходных посылок, ... и так до бесконечности.

Математики додумались до этого принципиального недостатка математики только в 20-ом веке: теорема Гёделя о неполноте математики.

А до этого упорно пытались "объяснить" мир из математических построений - Сизифов труд.

 

Философы догадались об этом много раньше.

 

2. Френсис Бэкон предложил определять и проверять исходные посылки дедукции (формальной логики) из экспериментальных фактов реальности (индукция Ф. Бэкона).

Это было поистине революционное и исключительно продуктивное предложение, расширившее мощь формальной логики, которая наконец-то получила метод определения и проверки истинности своих исходных посылок.

Индукция Ф. Бэкона в сочетании с дедукцией Аристотеля стали основой методологии современного естествознания.

Фактически именно эта методология и превратила естествознание в НАУКУ.

 

Базовым постулатом индукции Ф. Бэкона является то, что явления реальности НЕ зависят в своём протекании от представлений, мыслей, желаний, познания или не познания ..., существования или не существования субъекта их познания (людей) - объективны.

В этом случае, экспериментальные факты такой, независимой от людей реальности, могут быть критерием истины в представлениях людей о них в процессе их познания (анализа, описания, и т.п.).

Именно из индукции Ф. Бэкона идёт знаменитое: "практика - критерий истины".

 

Индукция Ф. Бэкона никоим образом не отрицает дедукцию Аристотеля (формальную логику). Она её дополняет тем, что в рамках самой дедукции решено быть в принципе не может.

 

На этом кончается известное широкой публике о логике и методологии познания и начинается НЕ известное не только широкой публике, но и большинству философов, обществоведов, и др. ученых.

 

3. Оказывается, постулат индукции Ф. Бэкона и базирующаяся на нём методология естествознания НЕ охватывает ВСЕ явления реальности.

Существуют такие явления реальности, которые НЕ вписываются в постулат независимости реальности от представлений, мнений, желаний, мыслей, ... субъектов их познания (людей).

Таковыми объектами реальности являются сами люди, человеческое общество, человеческая цивилизация, человечество, вид «Человек Разумный».

Реальность этих объектов (человеческая реальность), наоборот, ЗАВИСИТ от преставлений, мыслей, желаний, познания, ... субъектов её познания (людей), поскольку неотъемлемо включает в себя самих людей, вместе с их жизнями, представлениями, мыслями, целями, процессом познания, и пр.

Соответственно, методология познания реальности, построенная на прямо противоположном постулате не применима (или применима весьма ограниченно) к познанию (представлению, анализу, преобразованию) людьми таких объектов реальности.

 

Именно такой объект начал анализировать Гегель в анализе ВСЕЙ реальности.

Действительно, ВСЯ реальность, содержит в себе вообще ВСЁ, в том числе субъектов своего познания и процесс своего познания, иначе какая же это ВСЯ реальность.

Поэтому рассматривать её, как независимую от субъектов её познания и процесса её познания, значит анализировать не ВСЮ реальность, а только её часть, урезанную от субъектов познания и процесса познания.

Гегель на такое урезание ВСЕЙ реальности не пошёл.

Соответственно, по ходу её анализа ему пришлось создавать новую логику и методологию преставления и анализа такой реальности (которая включает в себя самих субъектов её познания и процесс её познания), назвав её ДИАЛЕКТИКОЙ, для отличия её от традиционной (метафизической) логики и методологии познания, основанной на независимости объекта познания от субъектов познания.

 

Если следовать возникновению термина «диалектика» у Гегеля, логично назвать объекты реальности, не включающие в себя самих субъектов своего познания, МЕТАФИЗИЧЕСКИМИ объектами познания, а объекты реальности, включающие в себя самих субъектов своего познания, ДИАЛЕКТИЧЕСКИМИ объектами познания.

Дабы не было путаницы у людей в том, какая методология познания, на основе какого постулата, к каким объектам реальности применима и почему.

Такая терминология вводится в книге «Явление «Человек Разумный». Свойства и закономерности» при классификации объектов реальности по методологиям познания, применимым ним.

 

Диалектика возникла, как логика и методология представления, анализа, познания преобразования объекта реальности, включающего в себя самих субъектов познания и сам процесс познания.

Такую логику и методологию логично называть ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ, дабы отличать её от логики и методологии представления, анализа, познания и преобразования объектов реальности, не включающих в себя самих субъектов познания - от метафизической логики и методологии.

 

Диалектика никоим образом не отрицает дедукцию Аристотеля и индукцию Ф. Бэкона.

Она их дополняет теми особенностями, которые возникают у объектов реальности, включающих в себя субъектов своего познания и преобразования.

 

Более того, диалектику невозможно получить и применять, не опираясь на дедукцию Аристотеля (формальную логику) и индукцию Ф. Бэкона.

Без формальной логики невозможно получать выводы, даже и сформулировав исходные посылки и определив их истинность.

А опора на индукцию Ф. Бэкона нужна потому, что любой объект реальности, включающий в себя субъектов своего познания, всегда содержит в себе, в том числе и ту часть, которая от субъектов познания не зависит – объективна для них.

 

По сути, диалектика является дальнейшим развитием логики и методологии познания реальности на объекты, неотъемлемо включающие в себя самих субъектов своего познания и преобразования. Именно поэтому Гегель называл её ещё и ВЫСШЕЙ метафизикой.

 

Если в диалектике уменьшать степень включённости субъектов познания в объект познания, то в пределе мы получим формальную логику и индукцию Ф. Бэкона, которые таким образом, являются частным случаем диалектики, но которые нужны для формирования самой диалектики.

Связь примерно такая же, как между квантовой и классической физикой: классическая физика является частным случаем квантовой физики, но нужна для формирования квантовой физики.

Но эти тонкости для широкой публики вообще непонятны (и не только для неё).

 

Диалектика (диалектическая логика и диалектическая методология познания и преобразования реальности) намного сложнее, чем формальная логика и индукция Ф. Бэкона. Примерно настолько же, насколько квантовая физика сложнее классической физики. Кстати, сложность квантовой физики обусловлена именно тем, что в ней начинают проявляться диалектические эффекты неотъемлемой включенности субъектов познания в объект познания: субъект познания (человек) всегда фиксирует не «чистые» эффекты микромира, а их взаимодействие с марко прибором, которым он их измеряет. И по-другому он их фиксировать в принципе не может.

 

В диалектике, из-за включённости в объект познания субъектов познания, появляются закономерности, которых нет ни в формальной логике, ни в индукции Ф. Бэкона.

В ней появляется познание самого процесса познания, поскольку он неотъемлемо включён в объект познания.

В ней проявляется свойство отрицание отрицания, которое периодически меняет качество объекта самим процессом его развития, и соответственно, меняет исходные посылки для анализа его дедукцией.

В ней появляется свойство «рефлексии», когда представления субъектов об объекте меняют объект и сами отрицаются этим его изменением.

В ней появляются такие свойства объекта, которые невозможно познать из его практики, но знание которых его субъектами является жизненно важным для его и их существования в реальности.

В ней познание объекта субъектами неотделимо от преобразования объекта, поскольку познание включено в него.

...

 

В диалектике появляется понятие АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ.

Тогда как в формальной логике и индукции Ф. Бэкона все истины относительные, то есть всегда получаемые сравнением чего-то с чем-то другим, и никак иначе.

 

Дело в том, что диалектика имеет дело с объектом, который непрерывно меняет своё качество, в том числе и процессом его познания и самой диалектикой, поскольку они тоже включены в объект познания.

Изменение же качества объекта меняет исходные посылки для его анализа формальной логикой. Получается, что анализировать такой объект невозможно, если для него не определено такое его качество, которое остаётся неизменным в любых его изменениях и неудовлетворение которого означает исчезновение объекта из реальности вместе с его субъектами. Такое качество является АБСОЛЮТОМ для диалектического объекта, поскольку не может им не выполняться без того, чтобы объект не исчез из бытия реальности.

Определение такого АБСОЛЮТА для диалектического объекта является важнейшей задачей диалектики, поскольку без него невозможно проводить анализ объекта никакими методами. Они все будут в той или иной степени ошибочными, поскольку базируются на преходящих исходных посылках.

 

4. В диалектике Гегеля есть существенный недостаток – субъекты познания у Гегеля ничем неуничтожимый нематериальный дух.

Понятно, что для диалектического объекта с таким субъектом познания развитие может идти через циклы отрицания отрицания только к всё большему и большему познанию духом объекта и себя в нём.

Однако, в реальности люди вполне материальны и уничтожимы.

 

Маркс преодолевает недостаток диалектики Гегеля, наделяя субъекты познания диалектического объекта реальной материальностью людей.

Это и есть диалектический материализм, в котором субъекты познания не только неотъемлемо сами включены в объект познания, но и вполне материальны и уничтожимы.

 

В результате у Маркса существенно поменялось направление развития диалектического объекта (человеческого общества) - не просто движение его субъектов к всё большему познанию объекта (к абсолютному духу), а движение в направлении прироста материальных возможностей жизни и развития объекта и его субъектов (общества и людей), как реального воплощения действительного приращения их познания реальности.

 

Но и у Маркса есть два существенных недостатка (недоработки):

1) Он поставил во главу прирост материальных возможностей жизни и развития людей, но принизил прирост Разума, силы духа и знаний людей, решив, что из первого автоматически получится и второе. Реальность показала, что это не так. Одно невозможно без другого, ибо глупость, корысть и невежество могут выпить и разрушить любые материальные возможности.

2) Маркс, считая людей индивидуально уничтожимыми, неявно постулировал в анализе, что суммарно люди человечество в целом не могут уничтожить никакими своими заморочками.

В его время люди до такой мощи ещё не доросли. Сегодня они такую мощь уже освоили и накопили.

В результате у Маркса качественные изменения общественной системы могут происходить только в яме кризиса. А теория общественного развития призвана только помочь людям совершить этот переход в период кризиса с наименьшими потерями.

Сегодня же яма кризиса чревата полным уничтожением человечества вместо качественного его изменения - перехода к новой формации.

Сегодня качественный скачок в новую формацию надо успеть совершить раньше, чем капитализм загонит человечество в очередную яму своего глобального кризиса.

Такая задача предполагает первичность изменения сознания – объективная необходимость перехода к новой формации должна быть осознана людьми не по следам её действия в виде ямы кризиса, а упреждающе, чтобы Разум людей сумел вытащить человечество из грозящего ему самоуничтожения.

 

Надо отметить, что о диалектике после Гегеля почти никто ничего путного не написал.

Даже Маркс и Ленин сами прекрасно чувствовавшие и использовавшие диалектику, глубоко и ясно написать о том, что же она такое, к чему и почему применима, не смогли.

Отделались эпитетами и перечислением признаков.

Книга Энгельса «Диалектика природы» - грубейшая ошибка, которая принесла много вреда диалектике, поскольку пыталась напялить диалектику на то, к чему она НЕ применима - на метафизические объекты (не включающие в себя субъекты своего познания).

 

Советские философы вообще диалектику низвели на уровень «девочки для всего», а пуще всего пригодной для расправы с инкомыслием и просто мышлением.

Западные философы тоже, кроме как брызг слюны на диалектику (тот же Поппер) ничего больше к диалектике не добавили.

Хотя сами, как ни странно диалектику использовали.

Тот же Поппер в анализе процесса познания и выведении критерия научности теорий в естествознании повторил в частном случае закон отрицания отрицания, полученный Гегелем для общего случая.

Но даже не понял этого и начал на диалектику брызгать сарказмом.

 

Жаль, что этими людьми впустую потрачено столько времени, слов, бумаги, ломания «копий» ... ни на йоту не приблизившее ни их самих, ни других людей, к пониманию, что такое диалектика, как и почему она возникла, к чему и почему применима, чем отличается и как связана с дедукцией Аристотеля и индукцией Ф. Бэеона.

 

А без диалектики анализ общества и его развития НЕВОЗМОЖЕН, ибо этот объект включает в себя субъекты своего познания и преобразования, а именно для такого объекта диалектика, как логика и методология его анализа, познания и преобразования, и предназначена.

 

Владимир Белл

 

_________________

Владимир Белл


Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024