О СООТНОШЕНИИ АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО
МИБ
Выделить сигналы, свидетельствующие о торжестве элитаризма
над коммунизмом сегодня очень сложно (Женя прописал характер этой сложности в
своей статье "Шум-сигнал”). Я приводил слова фон Неймана о том, что уровень
теоретической абстракции должен быть достаточно высоким, чтобы не запутаться в
деталях, и достаточно низким, чтобы теория была содержательна. То же требование
публикует и Женя: нужно выбирать не слишком мелкую, и не слишком крупную
дискретизацию, чтобы выделить сигнал из шума.
ЛАС
Интересная проблема соотношения абстрактного и конкретного.
Видимо с ней встречается каждый, кто желает разобраться в соотношении теории и практики. Я с этим
неоднократно сталкивался в общественной
теории.
1.
В частности
некоторые авторы принижают роль
абстракции и используют это в отрицании марксизма. К примеру, понятия «классы и «формация» устарели, якобы полнее
отражают социальную действительность понятия «страты» и «цивилизация». Согласен, что объем последних (по формальной логике) больше объема
марксистских понятий, это ПРАВДА, но не
ИСТИНА (из гносеологии). Однако «классы»
и «формация» это абстракции более
высокого уровня, составляют сущность
«страт» и «цивилизаций», есть первопричина для объяснения происходящего,
так как они глубже, ближе к бесконечному
понятию. Ленин по этому поводу приводил пример: Жучка есть собака. Естественно,
чем выше уровень абстрагирования,
тем уже содержание. О чем Вы и пишите с
Евгением. Но это есть отрыжка от
формальной логики – закон обратного соотношения объема и содержания.
2.
В диалектической логике эта проблема исчезает, так как там действует
прямая связь объема и содержания
понятия, чем более наворачивается объем категорий, тем шире разворачивается
содержание объекта. Об этом не говорит М.В.Попов, однако он говорит о правде и истине. У него абстракции
(односторонние) чистое бытие и чистое ничто, а далее пошли конкретные категории, которые отражают предмет в целом, поэтому истинные. Правда он
ограничивается становлением, изменением и развитием. Хотя, как я понимаю, каждая категория в
иерархии триад снимает единство
противоположностей, т.е. отражает предмет в целом и является истинной. Кроме этого
по принципу восхождения от абстрактного к конкретному каждая последующая категория снимает всё
содержание предыдущих категорий. Конечно
в «логическом нуле», где чистое бытие и чистое ничто, хотя они и есть
единство противоположностей, отражают целое, но вопрос об истине не стоит, так
как нет предмета, а истина есть соответствие понятия предмету.
3.
Несмотря на вышесказанное, я разделяю вашу позицию (Евгения и Михаила), что
проблема между абстрагированием и
содержанием существует. К примеру, группа марксистов, не может понять гегелевские абстракции, так как не применяет
их к понятному содержанию (одна из причин не понимая). Или рассматривает не
диалектические объекты. Главная причина в противоположном, в не понимании абстракции самого высокого уровня - БЕСКОНЕЧНОГО ПОНЯТИЯ, о чем пишет Гегель от
начала и до конца в «Науке логики» и на что выходит в Феноменологии духа.
4.
Повторю, разделяя вашу позицию, перевожу абстракции бесконечного и конечного понятия
на язык марксизма. Вся история по
Марксу состоит из трёх формаций и двух революций между формациями (второй
уровень иерархии истории) - это
бесконечное понятие. Результатом исторического развития стала современность как КОНЕЧНОЕ
в отношении БЕСКОНЕЧНОГО. Это конечное адекватно отражает коммунистическая революция, общественной
формой которой есть социализм со всеми зигзагами и прогрессивными
движениями.
|