Философия марксизма в
СССР
http://kommunika.ru/?p=6925
1. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФИЛОСОФИЯ И ПОЧЕМУ ЕЕ ВАЖНО ИЗУЧАТЬ?
«Правда, даже еще в начале прошлого столетия известный
немецкий философ Гегель пытался создать охватывающую все области природы и
общества философскую систему. Но это был, пожалуй, последний отзвук прежней
философии, претендовавшей быть «наукой наук».
МИБ
(Михаил Иванович Белоногов):
[Полный откат от диалектики. Философия не
только не остается на стезе поисков "всеобщего в науке", но
решительно от этой стези отрекается. Сие есть полный философский оппортунизм
советской философии 60-х. Дальше - больше, как видели у Труфанова. - МИБ.]
ЛАС ( Леонид Алексеевич Санталов):
Михаил,
Кроме Гегеля, В.Белла и МИБа никто этого не понимает. Если не брать во внимание
сторонников КОММУНИКИ. которые к этому прикоснулись внешне. Если этого развития философии не просекли
такие профи как Ильенков, то ситуация с философией вообще кризисная.
«В
самом деле, вспомним наши рассуждения о «целом» и «части», об «общем» взгляде
на мир и знании отдельных явлений, о неразрывной связи того и другого. Разве
дробление человеческих знаний на множество специальных наук, изучающих тот или
иной круг явлений природы и общества, снимает задачу выработки единого взгляда на объективный мир?
Разве сейчас стало менее важным найти и понять то общее и существенное, что
находит свое выражение в самых разнообразных проявлениях природы, исследуемых
отдельными науками? Ответ на эти вопросы, нам кажется, совершенно ясен. Более
того, в новых условиях значение общего философского взгляда на мир,
философского мировоззрения выросло во много раз по сравнению с прошлым».
МИБ
[Итак,
объявив и обвинив диалектику Гегеля в идеализме в качестве последней
философской попытки осмыслить способы познания, отказавшись от теоретической
философии, как области, исследующей более высокие методы познания, нежели
научный, советские философы встают на буржуазную точку зрения - философия
должна быть прикладной. И только. Должна обслуживать мировоззрение попсы,
религии, науки. И не высовывться за их пределы. С диалектикой какой-то. Отказ
от диалектики - это, пожалуй, первое, что мы видим в советской философии после
снятия "диктата Сталина". При Сталине не было ни диалектики, ни ее
отрицания. После Сталина - только отрицание. Только философский регресс в
буржуазный, "неокантианскио-неотомистский неомарксизм". - МИБ.]
ЛАС
На кафедрах философии большинство считают
себя диалектиками. После данных критических
разборов оказывается, что всё смешалось
в нашем мире. Кто же они - кантианцы? До ленинского завещания познать материю как субстанцию никто и близко не приблизился. Это социальный
заказ системы - социализма как формации, по - Гегелю, конечного понятия,
требующего метафизики по - Энгельсу. Так, что уважаемый МИБ, первопричина
кризиса философии в вынужденной сталинской модели социализма, которая
противоречит ленинской концепции.
Mihail:
Авторы
пишут, что философия изучает наиболее общие законы материи. В то же время
замечают, что законы физики и социологии - различны. Но не ставят вопроса о
том, насколько они различны? И если они различны качественно, а законы материи
- всеобщи, то какие законы ближе к истине? Научные? Или диалектические? Мы
должны подчинить науку диалектике? Или диалектику науке?
[Конкретно:
в чем различие метафизических и диалектических объектов? В чем специфика
познания тех и других? Вопрос даже не ставится. Мол, согласно буржуазной
философии, которая всегда права, никакой особой специфики нет. - МИБ.]
ЛАС
Кто автор такого деления? Вероятно
Гегель, т.к. есть гегелевский тезис о ” тождестве субъекта и объекта”. Это
тождество и есть фундамент диалектического объекта.
МИБ: Различие сформулировано В.Беллом. Я его
разъяснял в других местах. Здесь я ссылаюсь на это различие, как на уже
известное.
ЛАС: В этом и проблема, что такое деление
малоизвестные вещи. Профи об этом и не догадываются. Года три - четыре назад,
когда был ещё жив В.Белл, я задал такой вопрос своему учителю философии д.ф.н.
В.П.Огородникову ( из компании М.В.Попова и А.С.Казеннова) в ответ – молчание.
МИБ
[А
если я не знаю, с каким объектом - метафизическим или диалектическим - я имею
дело, то что мне подскажет такая философия? Философия, не отличающая чёрного от
белого? Философия, для которой, по выражению Гегеля, "в темноте все коровы
серы"? - МИБ.]
|