Меню сайта

Категории каталога
Философия воспитания [1]
Мудрость воспитания,парадоксальность процесса воспитания, коррекция ЗУН с учетом мировых тенденции развития общества и новых условий
Логика научного мышления [0]
"Фокус" мышления и его разрешение в истории философии. Противоположность диалектического и метафизического мышления.
Парадокс культуры [1]
Философский анализ культуры: содержание и форма. Классовая форма развития культуры после приватизации собственности как причина её парадоксальности
Закон отчуждения в понимании бытия [1]
Анализ причин обострения социальных проблем россиян сводиться к отчуждению от собственности и игнорированию исторических закономерностей
РУСО [6]
Ежегодные международные научные конференции. Направление: Социализм:теория, история, перспективы

Наш опрос
Спор о социализме ( с форума)
Всего ответов: 71

Главная » Статьи » Научные конференции » РУСО

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ МИМОЛЁТНОСТИ КАК ОБОСНОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ

Л.А. Санталов  (Архангельск)

Santalov2007@mail.ru

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ  МИМОЛЁТНОСТИ КАК ОБОСНОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ

Актуальность

Основное содержание и интерес к закону мимолётности определяется следующим:

·                   мимолётность - малоизвестный закон, является новинкой современного марксизма [1];

·                    мимолётные звенья в истории коренным образом меняют форму дальнейшего существования человечества, по сравнению с предыдущими этапами развития;

·                   для современности мимолётность имеет особое значение, так как социализм, как новая социальная форма,  есть следствие мимолётного капитализма.

Диалектика - метод открытия общеисторических закономерностей

Тезисно отметим, что традиционное понимание диалектики не соответствует современному мышлению в бесконечных понятиях. «Мышление, не приведенное самим собой к определенной форме, не только не способно решать проблемы диалектики, но даже не способно их увидеть» [2]. В теоретической  системе, изображающей предмет в его целостности, каждый закон есть лишь одна из сторон, абстракция, без самостоятельного  существования,  положенная целым - бесконечным понятием по Гегелю. Содержанием бесконечного понятия является система законов.

Монизм философии марксизма  предполагает, что нет ничего в мире кроме материи как субстанции.  Социальная форма движения материи является  бесконечным понятием, которое   отражает такой диалектический объект, каким является  человеческая история в целом.  В результате унарного, внутреннего отрицания материи происходит деление целого на два конечных понятия: деление на самого себя, первобытность и деления на  свою противоположность - классовую формацию Маркса, которые как тезис и антитезис в единстве  снимаются  гегелевским «синтезом» в коммунизме. Коммунизм  есть новое бесконечное понятие, новое целое, исходный тезис начала более высокой формы организации движения материи. Этот синтез является границей двух  нечто, двух форм движения материи, играет роль  промежуточного, связующего звена. Каждый элемент триады (тезис – антитезис – синтез) высшего уровня содержит свою триаду низшего уровня, и последнее звено триады низшего уровня является переходом к очередному элементу  триады высшего уровня. Такова логика иерархии гегелевских триад, логика субстанции,  объясняющая полагание конечного  бесконечным и  возникновение нового  бесконечного из конечного.[3,130-132] Так  диалектика объясняет  переход к новому типу развития.

Предпосылки,  внешнее определение и формы мимолётности

Во второй половине ХХ века философом, историком  Б. Ф. Поршневым была откры­та закономерность ускорения истории, «…уплотнение времени новшествами и в этом смысле его убыстрение» [4,27]. Б.Ф. Поршнев проанализировал периодизации истории и сделал вывод, что всякая периодизация есть акселерация – ускорение. Это значит, что периоды не равновелики, напротив, как правило, становятся всё короче во времени существования. По мнению Поршнева, у каждой очередной формации время существования сокращается в 3-4 раза по сравнению с предыдущей формацией [4,32]. Акселерация всегда выражалась наглядно. «Древняя история длиннее средневековой, средневековая – длиннее новой, новая – длиннее новейшей. Принятая периодизация внутри любой из них рисует в свою очередь акселерацию»[4,28].

Это и определяет мимолётность, когда  в процессе развития последняя стадия исторического периода набирает макси­мальное ускорение и становится мимолетной по сравнению с длительностью существования предыдущих стадий.

История человечества, как нечто целое, состоит из частей, а её части из элементов – всё это в понятии отражается как  соотношение всеобщего, особенного и единичного. На приведенной классификации основывается закономерность иерархии истории. «Всеобщее» отражает целое – первый уровень иерархии (деление истории отсутствует). «Особенное» отражает части – второй уровень иерархии (три формации Маркса). «Единичное» есть  элементы частей – третий уровень иерархии (традиционное изложение истории). Иерархия истории  показывает, какие формы конкретно из всех социальных образований попадают под закон мимолётности: это коммунизм - последняя формация Маркса; последняя форма первобытности – территориальная община; последняя стадия  классовой формации Маркса – капитализм.

Историческая функция мимолётных форм

У материи как субстанции есть два закона: закон сохранения и закон изменения. Мимолётное звено является последним в историческом периоде и после этой стадии происходит фундаментальное изменение типа развития, переход в инобытие, в  последующий исторический период. Переходы между другими (немимолётными)  формами сохраняют прежний  тип развития.  Если при переходе от дикости к варварству, и от варварства к общинному строю бесклассовость сохраняется, то при переходе от мимолётной общины к рабовладению возникает принципиально новое – классовое общество. Противоречие мимолётной общины  разрешается становлением классо­вых ценностей. Если при переходе от рабовладения  к феодализму, и от феодализма к капитализму сохраняются классовые ценности, то при переходе от мимолётного капитализма к коммунизму классовые ценности снимаются, возникает бесклассовое общество. Противоречие мимолётного капитализма определяет начало коммунистической революции, качественно меняет дальнейшее существование человечества. Либеральный проект скончался не в 2012 году (Глазьев, Хазин  и другие толкователи мирового кризиса), а с появлением монополий на рубеже 19 и 20 веков.

 Если ускорение истории внешне определяет мимолётность и отвечает на вопрос, что происходит, то противоречия мимолётных форм  отвечают на вопрос,  как внутри мимолётного звена происходит изменение типа развития. В данном случае речь идет о противоречии посредствующих звеньев, связывающих противоположности, о мимолётных социальных формах, отвечающих гегелевской категории «граница». Категория посредствующих звеньев является заслугой марксизма  в разработке гегелевской структуры диалектического противоречия [5,165] Идею промежуточных звеньев   максимально использовал Маркс в объяснении закона прибавочной стоимости в «Капитале», и Ленин  в объяснении политики НЭПа. [5,165-166]

В разряд «посредствующих звеньев» между классовой и бесклассовой формацией попадают   как капитализм, так и социализм, которым  принадлежит атрибут посредствующих звеньев – неполнота и переходность противоположных типов развития, в данном случае противоположных  формаций Маркса. В базисной сфере капитализма (монополистическая стадия, элитаризм) и социализма (Ленинский НЭП, китайская модель) есть некоторое тождество: происходит становление, развитие и снятие многоукладности. В политике капитализма и социализма имеется существенное различие.   Главное, чем характеризуются капитализм и социализм как промежуточные звенья - это: «…их способность сочетать в себе одновременно отдельные свойства  обеих противоположностей, не являясь ими» [5,169] .

Социализм как следствие мимолётного капитализма

Характеризуя краткосрочность (мимолётность) капитализма классики марксизма писали: «При помощи ваших фабрик и торговых связей вы должны создать для нас основу тех материальных средств, в которых пролетариат нуждается для своего освобождения. В награду за это вы получите короткий период власти…  «Палач стоит у порога»[6,470]. В работе «Три источника и три составные части марксизма» В.И. Ленин отметил: «Капитализм победил во всем мире, но эта победа есть лишь преддверие победы труда над капиталом» [7, т.23,с.46]. Таким образом, капитализм, только что появившись,  начинает  выходить  за границу классовой формации.

В явной форме капитализм свободной конкуренции остался в 19 веке, его сменил монополистический капитализм ХХ века – империализм. Тезис и антитезис синтезировались в современной, глобалистской форме капитализма – элитаризме, как форме снятия частной собственности при капитализме.[8, 251]   Объективным следствием мимолётности капитализма, может быть  только его инобытие, другое промежуточное  звено - социализм. Социализм уже  ближе к бесклассовости, что выражается в смене  буржуазной власти на коммунистическую власть.

Социализм  возникает как коммунистически организованный капитализм, где монополизм в политике и конкуренция в многоукладной экономике. «НЭП – всерьёз и надолго»[7, т.44, с.311], так как изменение политики «мимолётно», а изменение экономики  есть  исторически продолжительный процесс, аналогичен с процессом становления классов. Посредством коммунистической политики социализму ещё предстоит снять многоукладность экономики, уничтожить частную собственность, снять классы людей и, главное, классы стран. Пропорция коммунизма и капитализма в социализме зависит от реального процесса  обобществления (степень естественной монополизации), отражается в такой категории современного марксизма  как «социалистическая норма».

 Преходящая мировая тенденция капитализма отражает движение разобщённости, изолированности, обособленности  классов, наций, государств…. Коммунистическая тенденция, возникающая и  преобладающая в современности, противоположна капиталистической тенденции и снимает все границы в коммунизме.

Литература

1.       Примечание автора. Первое  обоснование этого закона содержится в книге В.И. Искрина "Коммунистическая революция". Книга была принята Лениздатом и даже подписана в печать, но по политическим мотивам книгу не издали.

2.       Белоногов М.И. Предмет и задача философии http://hegel-in-philosofy.narod.ru/logic-dial-phil/Predmet_i_zadacha.htm).

3.       Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - М.: Изд-во «Мысль»,1998.-1072с.

4.       Поршнев Б.Ф.  О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., «Мысль», 1974.

5.       Оруджев З.М., Шептулин А.П. Диалектическая логика. - М.: Издательство Московского университета, 1986.

6.       Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Ф. Энгельс. Движение 1847 года. Т.4.

7.       Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

8.       Платонов С. После коммунизма.- М.: Мол. гвардия, 1990. -255с.

Категория: РУСО | Добавил: filosovr (20.03.2013)
Просмотров: 476 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024