ФИЛОСОФСКИЙ ОППОРТУНИЗМ В МАРКСИЗМЕ И ДИАЛЕКТИКА
Белоногов М.И. (Юрга, Кемеровская обл.)
Санталов Л.А (Архангельск)
Ленин отмечал: "…в философии
марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной
посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая
в объятия буржуазно-реакционной лжи” [1, т.18, с.346]. Этот принцип
был нарушен марксистами по существу дважды, на что также указывал
Владимир Ильич и чему посвящаются данные
тезисы.
1. Философский оппортунизм - тождество науки и
философии
Преподаватели МГУ А.В. Панин
и П.В. Алексеев предложили рассматривать
герменевтику философии в шести аспектах, в том числе и рассматривали философию как науку [2, Гл.4]. Мысль о
философии как науке укрепилась при
чтении спецкурса по «Диалектической логике»[3].
Однако, дискуссии на форуме КПРФ, полемика на общем скайпе подвели активных
участников сайта «Коммуника» к выводу, что отождествление философии с
наукой является грубейшей ошибкой, которую М.И. Белоногов назвал философским
оппортунизмом в марксизме СССР и постсоветской России[4]. В материалах
уважаемых участников конференций РУСО систематически
присутствует отождествление философии и науки:
·
Акулов
В.Л. «Научна ли идеология социализма?»[5, 12] Это противоречит социализму как
диалектическому объекту, что отражается мышлением в бесконечных понятиях.
·
Астахов
М.В. «Марксизм…. став официальной наукой,
утвердился в советстском обществе в 1930-е гг…. В результате политический прагматизм
победил, и в марксизме диалектика
… заменена эклектикой…» [5, 19]. «Каков сегодня научный потенциал идеи коммунизма …»[5,21].Далее, уважаемый автор,
сам себя разоблачает, приводя слова Ленина
о том, что «никто из марксистов
не понял Маркса…» [5, 22]
·
Новиков
Г.Б. «Время возвращаться к научной
философии». Научная философия, аналогична тому, что есть «жареный лёд». А
далее формальное противоречие в содержании ссылки на авторитет: «…единство … (диалектики)
и … (материализма) и стало началом научного
этапа философии» [Б.В.Новиков][5, 76].
Заметим, что заключение является
заблуждением, хотя посылки и истинны.
2. Эволюция форм объективного
мышления - исходный тезис диалектики
Диалектика отличается от всех прочих философий своей эмпиричностью –
анализом форм объективного мышления, данных нам в историческом опыте. 1. Мышление
в конечных восприятиях.2. Мышление в бесконечных восприятиях. Предмет этих форм –
восприятия. Метод - ассоциативная логика. 3. Мышление в конечных
представлениях. 4. Мышление в бесконечных представлениях. Предмет этих форм – представления.
Метод - комбинаторная логика. 5. Мышление в конечных понятиях. Это - научное
мышление, его предмет - конечное понятие, а метод - аристотелевская логика. 6. Мышление в бесконечных понятиях. Это -
современное философское мышление, его предмет
- бесконечное понятие,
а метод - диалектика.
Из этого анализа следует, что господствующая сегодня научная форма
мышления – только момент в истории развития форм познания, ему на смену идет
еще более совершенное познание – познание в бесконечных понятиях со своим
собственным методом – диалектикой. В этом непонимании диалектики
упрекал марксистов Ленин в начале ХХ века: «…Никто из марксистов не понял Маркса ½ века спустя», поскольку
«нельзя вполне понять «Капитала» Маркса
и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей логики Гегеля» [1,т.29,с.162].
Ситуация не изменилась и сегодня, даже такие современные апологеты гегелевской диалектики как д.ф.н. М.В.Попов и д.ф.н. А.С. Казеннов не учитывают
субстанционального действия бесконечного понятия в анализе социальных форм и, по мнению К. Поппера, могут доказать
конечными понятиями субъективно «всё что
угодно». Так у М.В. Попова верный тезис
о том, что социализм есть уничтожение классов, противоречит тому, что социализм
есть бесклассовое общество («Планомерное разрешение противоречий развития
социализма как первой фазы
коммунизма»). Хорошая работа А.С Казеннова
«Диалектика как высший метод познания» к сожалению, обходит стороной главное в этой диалектике – необходимость мышления в
бесконечных понятиях [6].
3.Монизм
марксистской философии – атрибут диалектики
Философы-марксисты не только не
смогли преодолеть упрёк Ленина в непонимании «Капитала», но и не осуществили его философское завещание:
«углубить»
понятие материи до понятия субстанции [1,т.29,с.161]. Монизм в марксизме провозглашен, но не
реализован, для этого требуется познать логику бесконечного понятия. В дуализме
требуется, как минимум, два понятия, в основе монизма лежит единственное бесконечное понятие («субстанция», «абсолютная идея», «материя»…). Это требует дополнительной
логической функции для преобразования абсолютных бесконечных понятий в конечные
понятия и обратно. В монизме вместо закона исключенного третьего господствует
закон исключенного второго (унарное отрицание, полагание и снятие). Философский
монизм может существовать не иначе, как в форме логики бесконечных понятий.
4. Парадоксальность отождествления науки и диалектики как следствие
игнорирования эмпиричности и монизма
марксистской философии
Общество имеет два
противоположных, но одинаково истинных, определения: общество есть объект
и общество есть субъект. Только гегелевская
диалектика является методом познания и преобразования такого организма.
Гегель пока остаётся единственным
философом, который отразил организм в мышлении
как логику бесконечного понятия[7].
В науке невозможно
исследовать противоречивые в самом своем определении, объекты. Такие объекты
В.Белл предложил называть диалектическими [8]. Научному методу доступен только
метафизический метод исследования природы, в том числе – и общества. Если признать диалектику научным методом, то придется
согласиться и с критикой диалектики К.Поппером: «Ибо легко показать, что если
бы человек примирился с противоречием, то ему пришлось бы отказаться от всякой
научной активности, что означало бы полный крах науки... ведь из пары
противоречащих высказываний можно с полным правом вывести все что угодно» [9,118-138] При этом марксисты, включая
Морриса Корнфорта[10], не могут ничего ему возразить. С точки зрения
последовательного монизма, закон исключенного третьего слишком расхлябан для
выражения истины. Для отражения истины требуется логика более жесткая – логика
с исключенным вторым. Наука жертвует истиной ради непротиворечивости.
Диалектика жертвует непротиворечивостью ради истины.
Общепринято, что модель явления тем более научна, чем более она допускает
выражение в языке математики. Аристотелевская
логика – грамматика математического языка. Суть этой грамматики в том,
чтобы переносить непротиворечивость посылок на непротиворечивость следствий.
Допущение определений типа «общество есть объект и субъект одновременно»
разрушает математический язык, выпадает из науки. Что и доказывает К. Поппер
вполне строго. Философия, которой руководствуется наука, должна быть
дуалистична: либо то, либо другое, но не то и другое вместе, при этом третье –
исключено. На это и нацелены правила вывода в математической логике.
Отказавшись от закона исключенного третьего, мы выпадаем из науки, лишаемся
возможности предсказывать поведение реальных процессов и явлений. Но именно в
игнорировании этого закона и усматривает ахиллесову пяту диалектики доктор К.
Поппер.
В грамматике диалектики наравне с
конечными понятиями допустимы и бесконечные понятия. Есть два правила вывода:
гегелевское абсолютное отрицание и аристотелевское относительное. Движение
осуществляется посредством отрицания отрицания. Бесконечное отрицание
бесконечного понятия порождает конечные понятия. Конечные аристотелевские
отрицания порождают бесконечное понятие. Его бесконечное отрицание есть вновь
становление конечного, и т. д. Эта
система понятий и создает язык диалектики в отличие от языка математики. Именно
этим языком пользуется Маркс в «Капитале», в особенности – в первой главе. В
качестве исходного бесконечного понятия Маркс выбирает понятие «товар», подвергая
его бесконечному отрицанию, получает конечные понятия «меновая стоимость» и
«потребительная стоимость». А далее, применяя к ним аристотелевское отрицание,
вновь получает бесконечное понятие «труд». Применяя к «труду» гегелевское
отрицание, получает конечные понятия «абстрактный труд» и «конкретный труд». И
т.д.
Иначе говоря, диалектика основана
на более строгой логической грамматике, нежели математическая, хотя
математическая логика и входит в нее, как необходимый момент.
Литература
|