Меню сайта

Категории каталога
Философия воспитания [1]
Мудрость воспитания,парадоксальность процесса воспитания, коррекция ЗУН с учетом мировых тенденции развития общества и новых условий
Логика научного мышления [0]
"Фокус" мышления и его разрешение в истории философии. Противоположность диалектического и метафизического мышления.
Парадокс культуры [1]
Философский анализ культуры: содержание и форма. Классовая форма развития культуры после приватизации собственности как причина её парадоксальности
Закон отчуждения в понимании бытия [1]
Анализ причин обострения социальных проблем россиян сводиться к отчуждению от собственности и игнорированию исторических закономерностей
РУСО [6]
Ежегодные международные научные конференции. Направление: Социализм:теория, история, перспективы

Наш опрос
Является ли социализм формацией?
Всего ответов: 95

Главная » Статьи » Научные конференции » РУСО

ФИЛОСОФСКИЙ ОППОРТУНИЗМ В МАРКСИЗМЕ И ДИАЛЕКТИКА

 

ФИЛОСОФСКИЙ ОППОРТУНИЗМ В МАРКСИЗМЕ И ДИАЛЕКТИКА

Белоногов М.И. (Юрга, Кемеровская обл.)

Санталов Л.А (Архангельск)

Ленин отмечал: "…в философии марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи” [1, т.18, с.346].  Этот принцип  был нарушен марксистами по существу дважды, на что также указывал Владимир Ильич  и чему посвящаются данные тезисы.  

 1. Философский оппортунизм - тождество науки и философии

Преподаватели МГУ  А.В. Панин и  П.В. Алексеев предложили рассматривать герменевтику философии в шести аспектах, в том числе и рассматривали философию как науку [2, Гл.4].  Мысль о философии как науке укрепилась при чтении спецкурса по «Диалектической логике»[3].

Однако, дискуссии на форуме КПРФ, полемика  на общем скайпе подвели активных участников  сайта «Коммуника»  к выводу, что отождествление философии с наукой является грубейшей ошибкой, которую М.И. Белоногов назвал  философским оппортунизмом в  марксизме  СССР и постсоветской России[4]. В материалах уважаемых участников  конференций РУСО систематически присутствует отождествление философии и науки:

·                   Акулов В.Л. «Научна ли идеология социализма?»[5, 12] Это противоречит социализму как диалектическому объекту, что отражается мышлением в бесконечных понятиях.

·                   Астахов М.В. «Марксизм…. став официальной наукой, утвердился в советстском обществе в 1930-е гг…. В результате политический  прагматизм  победил, и в марксизме диалектика … заменена эклектикой…» [5, 19]. «Каков сегодня научный потенциал идеи коммунизма …»[5,21].Далее, уважаемый автор, сам себя разоблачает, приводя слова Ленина  о том, что «никто из марксистов  не понял Маркса…» [5, 22]

·       Новиков Г.Б. «Время возвращаться к научной философии». Научная философия, аналогична тому, что есть «жареный лёд». А далее формальное противоречие в содержании ссылки на авторитет: «…единство … (диалектики) и … (материализма) и стало началом научного этапа  философии» [Б.В.Новиков][5, 76]. Заметим, что заключение  является заблуждением, хотя посылки  и истинны.

2. Эволюция форм объективного мышления - исходный  тезис диалектики  

Диалектика отличается от всех прочих философий своей эмпиричностью – анализом форм объективного мышления, данных нам в историческом опыте. 1. Мышление в конечных восприятиях.2. Мышление в бесконечных восприятиях. Предмет этих форм – восприятия. Метод - ассоциативная логика. 3. Мышление в конечных представлениях. 4. Мышление в бесконечных представлениях. Предмет этих форм – представления. Метод - комбинаторная логика. 5. Мышление в конечных понятиях. Это - научное мышление, его предмет - конечное понятие, а метод - аристотелевская логика. 6. Мышление в бесконечных понятиях. Это - современное философское мышление, его  предмет - бесконечное понятие, а  метод - диалектика.

Из этого анализа следует, что господствующая сегодня научная форма мышления – только момент в истории развития форм познания, ему на смену идет еще более совершенное познание – познание в бесконечных понятиях со своим собственным методом – диалектикой. В этом непонимании  диалектики  упрекал марксистов Ленин в начале ХХ века: «…Никто из марксистов  не понял Маркса ½ века спустя», поскольку «нельзя  вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей логики Гегеля» [1,т.29,с.162]. Ситуация не изменилась и сегодня, даже такие современные  апологеты гегелевской диалектики  как д.ф.н. М.В.Попов и  д.ф.н. А.С. Казеннов не учитывают субстанционального действия бесконечного понятия  в анализе социальных форм  и, по мнению К. Поппера, могут доказать конечными понятиями субъективно  «всё что угодно». Так у М.В. Попова  верный тезис о том, что социализм есть уничтожение классов, противоречит тому, что социализм есть бесклассовое  общество («Планомерное   разрешение противоречий  развития  социализма как  первой  фазы  коммунизма»). Хорошая работа  А.С Казеннова «Диалектика как высший метод познания» к сожалению,  обходит стороной главное  в этой диалектике – необходимость мышления в бесконечных понятиях [6].

3.Монизм марксистской философии – атрибут диалектики

Философы-марксисты не только не смогли преодолеть упрёк Ленина в непонимании «Капитала», но и  не осуществили его философское завещание: «углубить» понятие материи до понятия субстанции [1,т.29,с.161]. Монизм в марксизме провозглашен, но не реализован, для этого требуется познать  логику бесконечного понятия. В дуализме требуется, как минимум, два понятия, в основе монизма лежит единственное  бесконечное понятие («субстанция»,  «абсолютная идея»,  «материя»…). Это требует дополнительной логической функции для преобразования абсолютных бесконечных понятий в конечные понятия и обратно. В монизме вместо закона исключенного третьего господствует закон исключенного второго (унарное отрицание, полагание и снятие). Философский монизм может существовать не иначе, как в форме логики бесконечных понятий.

4. Парадоксальность отождествления  науки и диалектики как следствие игнорирования   эмпиричности  и монизма  марксистской философии

Общество имеет два противоположных, но одинаково истинных, определения: общество есть объект и  общество есть субъект. Только гегелевская диалектика является методом познания и преобразования такого организма. Гегель  пока остаётся единственным философом, который отразил организм в мышлении  как логику бесконечного понятия[7].

В науке невозможно исследовать противоречивые в самом своем определении, объекты. Такие объекты В.Белл предложил называть диалектическими [8]. Научному методу доступен только метафизический метод исследования природы, в том числе – и общества. Если  признать диалектику научным методом, то придется согласиться и с критикой диалектики К.Поппером: «Ибо легко показать, что если бы человек примирился с противоречием, то ему пришлось бы отказаться от всякой научной активности, что означало бы полный крах науки... ведь из пары противоречащих высказываний можно с полным правом вывести все что угодно»  [9,118-138] При этом марксисты, включая Морриса Корнфорта[10], не могут ничего ему возразить. С точки зрения последовательного монизма, закон исключенного третьего слишком расхлябан для выражения истины. Для отражения истины требуется логика более жесткая – логика с исключенным вторым. Наука жертвует истиной ради непротиворечивости. Диалектика жертвует непротиворечивостью ради истины.

Общепринято, что модель явления тем более научна, чем более она допускает выражение в языке математики. Аристотелевская  логика – грамматика математического языка. Суть этой грамматики в том, чтобы переносить непротиворечивость посылок на непротиворечивость следствий. Допущение определений типа «общество есть объект и субъект одновременно» разрушает математический язык, выпадает из науки. Что и доказывает К. Поппер вполне строго. Философия, которой руководствуется наука, должна быть дуалистична: либо то, либо другое, но не то и другое вместе, при этом третье – исключено. На это и нацелены правила вывода в математической логике. Отказавшись от закона исключенного третьего, мы выпадаем из науки, лишаемся возможности предсказывать поведение реальных процессов и явлений. Но именно в игнорировании этого закона и усматривает ахиллесову пяту диалектики доктор К. Поппер.

 В грамматике диалектики наравне с конечными понятиями допустимы и бесконечные понятия. Есть два правила вывода: гегелевское абсолютное отрицание и аристотелевское относительное. Движение осуществляется посредством отрицания отрицания. Бесконечное отрицание бесконечного понятия порождает конечные понятия. Конечные аристотелевские отрицания порождают бесконечное понятие. Его бесконечное отрицание есть вновь становление конечного, и т. д.  Эта система понятий и создает язык диалектики в отличие от языка математики. Именно этим языком пользуется Маркс в «Капитале», в особенности – в первой главе. В качестве исходного бесконечного понятия Маркс выбирает понятие «товар», подвергая его бесконечному отрицанию, получает конечные понятия «меновая стоимость» и «потребительная стоимость». А далее, применяя к ним аристотелевское отрицание, вновь получает бесконечное понятие «труд». Применяя к «труду» гегелевское отрицание, получает конечные понятия «абстрактный труд» и «конкретный труд». И т.д.

 Иначе говоря, диалектика основана на более строгой логической грамматике, нежели математическая, хотя математическая логика и входит в нее, как необходимый момент.

Литература

1          Ленин В.И. Полн. Собр. Соч.

2         Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с

3         Оруджев З.М., Шептулин А.П. Диалектическая логика. - М.: Издательство Московского университета, 1986.

4         Философский блог "Коммуника" http://kommunika.ru/?cat=46

5         Социализм: теория. история, перспективы (Советский реальный социализм: что это такое?): материалы Международной научной конференции.- Нижний Новгород: Гладкова О.В. 2011.-280с.

6         Фонд рабочей академии. Библиотека. http://rpw.ru/lib/lib.html

7         Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с.

8         Беломытцев В. С. (Владимир Белл) http://kommunika.ru/?cat=47

9         Вопросы философии.— 1995.— №1. Что такое диалектика? К. ПОППЕР

10     М. Корнфорт. Анти-Поппер. Перевод с английского. Издательство «Прогресс». Москва 1972

 

Категория: РУСО | Добавил: filosovr (20.03.2013)
Просмотров: 464 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024