Меню сайта

Категории каталога
Предисловие: закономерность истории [6]
Исторический процесс с позиции К.Маркса, Б.Ф.Порнева и В.И.Искрина. Основные элементы "реки" человеческой истории
Иерархия истории и современность [2]
Представляет собой трёхуровневый анализ истории по содержанию и времени. Определяет историческое мето и историческую функцию современности
Ускорение истории и современность [1]
Ускорение истории как закон, открытый Б.Ф.Поршневым, сжимает время существования современности,процессы которой в истории уже повторяются
Мимолетность и современность [3]
Закон мимолетности последнего звена исторического периода является необходимым следствием закона ускорения истории, открытого Б.Ф.Поршневым
Симметрия истории и современность [3]
Симметрия как проявление "закона отрицания отрицания". Зеркальные половины истории.Современность как завершение функции капитализма.

Наш опрос
Ваша оценка революции
Всего ответов: 336

Главная » Статьи » Закономерность современности » Предисловие: закономерность истории

Предисловие: о человеческой истории и её законах.

 В науке гипотеза  отвечает на вопрос «что происходит»? При ответе на вопрос «как это происходит» гипотеза превращается в теорию. Данный раздел отвечает на первый вопрос, посвящен объекту философии современности.  Предстоит  с позиции целостного видения человеческой истории (от начала и до конца) определить историческое место современности, что она собой представляет?

Возможность целостного представления об истории  обеспечивают общеисторические законы. Общественные законы объективны, как и законы природы, но реализуются через субъективную деятельность людей. Научное отражение истории открыто в марксизме как философии деятельности (другие подходы не выдерживают критики). С позиции материалистического понимания истории она представляет собой единство формационных (эволюционных) и революционных периодов  развития. Данный раздел должен дать ответ: что есть современность  общественная формация или революция как переход от старой к новой формации?

Изначально следует уточнить некоторые представления о самой человеческой истории и её законах. Известный российский ученый Б.Ф.Поршнев поставил перед собой цель – написать трилогию о человеческой истории:

1.     О начале человеческой истории.

2.     О человеческой истории.

3.     О конце человеческой истории.

Однако Б.Ф. Поршнев успел написать из этой трилогии только первую книгу «О начале человеческой истории», в которой обосновал закон ускорения истории. Б.Ф. Поршнев определил «начало истории» с позиции внешнего развития – биологической формы, где действует закон естественного отбора. Действие закона природы в начале человеческой истории прекращает своё действие, так как «труд спасает нетрудоспособных», то есть те, кто может работать создают средства существования для тех, кто «ещё» (дети) или «уже» (старики) не могут трудиться. С позиции закона природы человеческая история отличается следующими атрибутами:

·        Труд;

·        Разум, так как труд сознательный, в отличие от инстинктивного труда животных;

·        Речь, так как осознание явлений окружающей действительности происходит при помощи слов. Речь возможна при наличии подбородка и развитой гортани, что стало возможно после четвёртой смены полюсов земли и появлении четвёртого «мутанта» - человека разумного[1]. Таким образом, по Поршневу история началась с «подбородка», с речи – это около 40 тыс. лет назад, а не трёх миллионов лет назад, как пишут школьные учебники.

·        Коллективная жизнь, общий атрибут, как необходимое условие первых трёх атрибутов.

 

С позиции внутреннего развития человеческая история есть по своей форме:

·        ускоряющийся процесс;

·        и по закону отрицания отрицания (симметрии) начало истории (коллективизм)  повторяется в конце истории, на её высшем уровне развития.

Таким образом, Б.Ф. Поршнев, определив начало истории, определил саму историю людей с позиции биологического развития. В.И. Искрин[2] пошел дальше он попытался определить традиционную историю людей с позиции вселенской истории.

В.И. Искрин является первопроходцем в создании теории психологии и пола. В своей книге «Новая психология» он обосновал  историческое место социальной формы движения материи в истории Вселенной  и объективную функцию человеческой истории. Не вдаваясь в подробности, отметим, что с позиции истории Вселенной человеческая история представляет собой переходную форму «от биологического к логическому». Это означает, что в ходе исторического развития разумное начало возрастает, что отражает новая научная категория «историческая норма»[3]. В контексте нашей работы из вышесказанного следует, что роль теории, законов как проявление разумности в анализе общественных явлений так же возрастает.

Заключительная часть трилогии о конце человеческой истории следует из основного противоречия бытия и законов диалектики. Категория  «конца человеческой истории» вызывает наибольшее сомнение и неверие. Философское понимание существенно отличается от религиозного понимания и других подобных представлений. По основному противоречию бытия  мир в целом существует вечно и бесконечно, а любая его отдельная часть занимает определенное место в пространстве и имеет начало, определенную длительность и конец существования  во времени.  Аристотель исследовал основные категории бытия[4], в основе которых есть понятие вещи, свойства и отношения. Один из атрибутов вещи – отдельный фрагмент бытия, или иначе, любое отдельное есть вещь. Как Вселенная, так и человеческая история  подчиняются категории вещи. Название «Вселенная» следует из этимологии, то есть отдельная часть мироздания - куда вселился человек. История людей отделена от истории природы, тоже вещь. Из этого следует, что Вселенная и история людей, как и любая другая вещь, имеет начало, длительность и конец существования. Заметим, что конец человеческой истории, это конец традиционной формы существования, это не смерть человечества. Конец традиционной истории есть  гигантский скачок в уровне развития общества и переход в более  совершенную форму существования, когда будут осваиваться ресурсы космоса.[5]

Представив целостный образ человеческой истории, остановимся на её внутренней структуре. Общеисторические законы это те «скрепы», которые действуют от начала до конца истории, превращая социальную форму движения материи в единое целое. Из предлагаемых  к рассмотрению законов наиболее известен всем закон ускорения истории, открытый Б.Ф.Поршневым. Ускорение истории можно считать традиционным[6]. Другим законам повезло меньше, и они попадают в разряд нетрадиционных (преподаватели Вузов не используют данные законы в объяснении общества и истории). На вопрос -  откуда у нас информация о законах симметрии, мимолетности и иерархии, ответить легко, если помыслить, что следует из уже известных и всеми признанных законов.

 Предварительно кратко заметим, что закон симметрии – это не что  иное как реализация закона  диалектики отрицания отрицания, или это известная  всем гегелевская триада: тезис – антитезис – синтезис. Название «симметрия» помогает  акцентировать внимание  на   другие  стороны богатого содержания закона отрицания. По закону симметрии написан «Капитал» Маркса, протекает  человеческая история, и история Вселенной, а также все другое, что анализируется через призму закона отрицания. Если закон отрицания отрицания отвечает на вопрос - куда направлено развитие? То симметрия на вопрос - как это направление развития формируется?

 Закон мимолётности последнего звена исторического периода – это объективное следствие всеми признанного закона ускорения истории. А закон иерархии истории  есть закон соотношения целого и части (три закона),  есть закон структуры, позволяющий  точно определить сущность любой общественной формации.

Показав  тезисно возможность целостного видения исторического процесса,  рассмотрим  более подробно историческое место и историческую функцию современности  исходя из содержания общеисторических законов.


[1] Андреев  « О начале человеческой истории»

[2] В.И. Искрин историк, психолог, социолог, преподаватель СПб технического университета (прим. автора)

[3] Подробнее «концепцию истории Вселенной и место социальной формы» смотри Искрин В.И. Новая психология.- СПб.: Б&К, «001, 2-у изд. -222 с. 43 илл.

[4]. Аристотель Сочинения в четырёх томах, том.2, с. 51./ Категории/.

[5] См. подробнее Русский космизм ( Вернадский, Циолковский, Чижевский и др…)

[6] Упоминание об ускорении истории  есть социологии. См. Кравченко А.И. Введение в социологию.

Категория: Предисловие: закономерность истории | Добавил: Santalov (23.10.2007)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 2.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024