Меню сайта

Категории каталога
Предисловие: закономерность истории [6]
Исторический процесс с позиции К.Маркса, Б.Ф.Порнева и В.И.Искрина. Основные элементы "реки" человеческой истории
Иерархия истории и современность [2]
Представляет собой трёхуровневый анализ истории по содержанию и времени. Определяет историческое мето и историческую функцию современности
Ускорение истории и современность [1]
Ускорение истории как закон, открытый Б.Ф.Поршневым, сжимает время существования современности,процессы которой в истории уже повторяются
Мимолетность и современность [3]
Закон мимолетности последнего звена исторического периода является необходимым следствием закона ускорения истории, открытого Б.Ф.Поршневым
Симметрия истории и современность [3]
Симметрия как проявление "закона отрицания отрицания". Зеркальные половины истории.Современность как завершение функции капитализма.

Наш опрос
Как вы понимаете СОВРЕМЕННОСТЬ?
Всего ответов: 117

Главная » Статьи » Закономерность современности » Мимолетность и современность

Мимолетность


2.4. Мимолётность последнего звена исторического периода и современность.
Основное содержание и интерес к закону мимолётности определяется следующим:
• мимолётность - малоизвестный закон, является очередной новинкой марксизма;
• мимолётные звенья в истории коренным образом меняют дальнейшее существование человечества, по сравнению с предыдущими этапами развития;
• для современности мимолётность имеет особое значение, так как сама современность наступает после мимолётного капитализма и символизирует принципиально новый этап в существовании общества, по сравнению с предыдущими этапами развития.
2.4.1. Триадичность логики Гегеля как методологическая основа закона мимолётности

Методологическим объяснением мимолётности является «Наука логики» Гегеля. В целом триадичность гегелевской логики применительно к мимолётности сводится к следующему: каждый элемент триады (тезис – антитезис – синтезис) высшего уровня содержит свою триаду низшего уровня, и последнее звено низшего уровня является переходом к очередному элементу триады высшего уровня. Кратко напомним основные моменты метода.
Гегелевские триады анализируются в статике и динамике. Триадичность — чрезвычайно общее свойство логики и, следовательно, по Гегелю, всего мироздания.


Приведем несколько примеров триад из гегелевской “Логики”.





Триада рекурсивна: каждый момент триады вновь может быть рассмотрен в виде триады, и любое понятие несет на себе в той или иной пропорции свойства всех трех сфер логики (а их соотношение целиком и полностью определяет рассматриваемое понятие). На вопрос “что такое триадичность?” можно ответить, что это соотношение логики, природы и духа; или бытия, сущности и идеи; и так далее для каждой ступени. Членение триады верхнего уровня повторяется в подчиненных триадах; воспользовавшись примерами из помещенной выше таблицы, определим жизнь как бытие идеи, причинность — как природу действительности, становление — как идею чистого бытия.
Можно рассказать о триадичности в терминах единства - множественности - целостности (как это предпочитает делать Гегель и как это было сделано нами), а можно — в терминах бытия - небытия - инобытия, ведь распадение во множественность — это небытие единства. На определенных этапах изложения логики (в самом ее начале) триада предстает и в виде “тезис — антитезис — синтез”, хотя более правильно было бы отнести и тезис, и антитезис уже ко второй, расчлененной, сфере.
Мы рассмотрели свойства членов гегелевской триады в их неподвижности, статике. Однако для понимания мимолётности важнее проследить внутритриадические переходы, с помощью которых Гегель строит связное повествование в “Логике”.
Можно было бы предположить, что переходы между моментами триады — это анализ и последующий синтез, но, по Гегелю, “это поступательное движение столь же аналитично, сколь и синтетично: аналитично, так как имманентной диалектикой полагается лишь то, что содержится в непосредственном понятии; синтетично, так как в этом понятии это различие еще не было положено”. Действительно, если понимать анализ и синтез как манипуляции с частями объекта, которые сначала рассматриваются сами по себе, а потом с точки зрения взаимодействия в системе, то гегелевская спекуляция не может быть сведена к чередованию анализа и синтеза. Вместо системы Гегель говорит о тотальности, его первый и третий логические моменты характеризуются некой сплошностью, полным единством, в котором нельзя выделить никаких составных частей. (Можно сказать, что в них бесконечно много бесконечно малых частей.) Анализ и синтез — принадлежность рассудка, а не диалектики, которая “содержит их в самом себе как снятые”.
Ранее уже говорилось, что для уяснения смысла каждого понятия, входящего в ту или иную триаду, Гегель разбивает само это понятие на три момента, и так далее (теоретически до бесконечности). Но у этой бесконечной рекурсии есть одно свойство, которое позволяет развернуть ее в последовательное линейное изложение “Науки логики”: движение от первого до третьего момента — это не только углубление в недра понятия, но одновременно и выход за его пределы, его самопреодоление. Когда мы в процессе исследования достигаем адекватного представления о понятии, добираемся до того, что оно суть поистине, оказывается, что перед нами уже другое понятие, которое расположено на следующей ступени спекулятивного рассуждения. В теории познания это правило обеспечивает качественные скачки при развитии наших представлений об объекте, в гегелевской онтологии оно же позволяет Идее не просто бесконечно рассыпаться на триады, оставаясь неизменной, но именно развиваться в сторону от пустоты и простоты к содержательности, наполненности смыслом. Схематически движение в триаде можно представить следующим образом:








(как предполагается на схеме, понятия нижнего уровня уже настолько “малы”, что их бессмысленно раскладывать на триады — будет получаться тавтология).
Таким образом, развитие триады исходного понятия от A к C и затем переход к следующему уровню осуществляется через три подчиненные триады, образованные моментами A, B и C, зафиксированными как самостоятельные понятия. Но это означает, что каким-то образом третий момент первого члена триады (C1) оказывается практически тождественным второму члену (B), а третий момент второго члена (C2) — третьему члену (C). Проще говоря, выявленная истинность непосредственного единства — это различенность, а выявленная истинность различенности — это опосредованное единство. Если подробно проследить эти два процесса, то станет понятным весь принцип движения гегелевской логики. (Переход от C к следующему понятию верхнего уровня можно не рассматривать, так как он просто повторяет один из этих переходов в рамках внешней триады.)
2.4.2. Причина, смысл и длительность мимолётных стадий развития общества
Мимолётность является необходимым следствием общеизвестного закона ускорения. Последняя стадия исторического периода набирает макси¬мальное ускорение и становится мимолетной по сравнению с длительностью существования предыдущих стадий. Новшества уплотняют время существования любой стадии развития, но это есть только ускорение, а не мимолётность. Понятие мимолётности возникает как связующий элемент между уровнями иерархии. Мимолётная стадия нижнего уровня иерархии становится связующим звеном исторических периодов высшего уровня иерархии.
Аналогичная картина в иерархии триад Гегеля. Каждый элемент триады (тезис – антитезис – синтезис) высшего уровня содержит свою триаду низшего уровня, и последнее звено низшего уровня является переходом к очередному элементу триады высшего уровня. Количество уровней может быть бесконечным и определяется здравым смыслом .
В иерархии истории триады определяются принципом Л.Г.Моргана, который делил каждый исторический период на три стадии: низшую, среднюю и высшую. Триады Гегеля и стадии Моргана связаны между собой диалектическим законом отрицания отрицания. Применительно к социальной форме движения материи закон отрицания отрицания проявляется в понятии симметрия истории, что рассмотрим в следующей главе. Для анализа мимолётности достаточно рассмотреть основные противоречия данных социальных форм. Если мимолётные звенья символизируют переходы между историческими периодами более высокого уровня иерархии, то для наглядности изобразим схему иерархии с учетом ускорения истории. Содержательная ось иерархии располагается вертикально, а хронологическая ось – горизонтально.


Из схемы иерархии следует, что под закон мимолётности попадают:
• на втором уровне иерархии – третичная формация Маркса, посткапитализм (коммунизм);
• на третьем уровне иерархии – община, капитализм, посткапитализм третьей стадии (на схеме иерархии мимолётные стадии выделены красным цветом).
Длительность мимолетных звеньев условно можно толковать двояко:
1. Мимолётные стадии как канун принципиально нового этапа существования общества имеют незначительную длительность по сравнению с предыдущими стадиями развития. Данный вывод следует из ускорения как внешней причины мимолётности. Длительность мимолётной стадии общества фиксируется по хронологической оси (горизонталь).
2. Если рассматривать мимолётные стадии развития по содержательной оси (вертикаль), то мимолётные формы не имеют длительности существования. Отсутствие длительности следует из того факта, что при достижении мимолётности данная форма общества сразу начинает исчезать под действием своего основного противоречия.
2.4.3.Противоречия мимолётных звеньев

Про¬тиворечия мимолетных звеньев объясняют внутреннюю причину мимолетности, с позиции содержания. Тезисно раскроем противоречия посткапитализма и общины, так как это важно для определения роли мимолётности в понимании истории. Противоречие капитализма имеет большое значение для понимания современности, поэтому остановимся на этом подробнее.
По противоречию мимолётного посткапитализма можно высказать только прогноз, так как посткапитализм это будущая форма, до которой по логике истории несколько столетий. Для обоснования противоречия последней стадии социальной формы используем тенденции развития современной экономики. Современную экономику принято называть экономикой ограниченных ресурсов. Подробно об исчерпании основных ресурсов на планете земля писал А.П. Паршев в книгах « Почему Россия не Америка» и « Почему Америка наступает»
А. Паршев приводит богатую статистику, одна из таблиц показывает обеспечение России разведанными запасами некоторых видов полезных ископаемых. Расчет приведён, исходя из уровня добычи 1991г.

Если даже предположить, что в расчетах допущена значительная погрешность, сам порядок цифр вызывает обеспокоенность. С другой стороны действует закон возрастания потребностей человека. Известно, что удвоение потребностей в современности происходит каждые 15 лет. Данное основное экономическое противоречие между ограниченной возможностью удовлетворять постоянно расширяющиеся потребности человека и вызывает жизненную необходимость осваивать ресурсы космоса. Отмеченные факты позволяют сделать вывод в целом о противоречии посткапитализма. Разрешение противоречия последнего этапа традиционной истории связано с принципиальным изменением будущей формы существования человечества, расселением человечества в космосе и освоением его ресурсов.
Противоречие мимолётной общины – последней стадии развития первобытного общества. Множество исторических фактов свидетельствуют, что противоречие общины есть противоречие между общинным и частным началом. Работа на своём земельном участке формирует определенные качества частника, собственника. На схеме иерархии истории изображена соседская территориальная община Запада, которая явилась кануном и переходом общества в принципиально иную форму существования – антагонистическую, классовую. На западе с общинным, уравнительным распределением было покончено, принцип первобытного коммунизма перестал действовать, победило частное начало. Эксплуататорская революция сформировала весь объем классовых ценностей .
Противоречие мимолётного капитализма – последней стадии классовой формации Маркса. Капитализм является кануном современности, а разрешение его исторического противоречия определяет основное содержание современного исторического процесса. Такая роль капитализма в современности предполагает повышенное к нему внимание. Неслучайно не только В.И.Ленин, но и известный политик Ю.М. Лужков посвятил данной теме целую книгу: «О развитии капитализма в России» . С позиции ускорения истории книга оценивалась как манипуляция сознанием россиян, в данной главе нас интересует другой, теоретический аспект капитализма. Прежде чем размышлять о капитализме, с позиции логики, необходимо хотя бы дать формальное определение капитализму. Однако для этого в книге Ю. Лужкова места не нашлось. Больших претензий к Юрию Михайловичу как теоретику нет, так как всем понятно, что он известен как авторитетный практик, организатор, и не случайно возглавляет столицу России.
Не будем давать мифические, сказочные определения капитализма, которых за новейшую российскую историю высказано предостаточно как со стороны сталинистов, так и со стороны последних псевдолибералов – реформаторов России. Более подробно остановимся на этих вопросах в главе симметрия истории и идеология. В настоящей главе наша задача - дать исходное определение капитализма в соответствии с основным содержанием общеисторических законов и оценить капитализм в контексте целостной истории от начала до конца. Так как общеисторические законы являются новинками марксизма и малоизвестны, то каждую характеристику капитализма дополнительно прокомментируем. Сохраняя логическую структуру определения, по поводу капитализма можно сказать следующее:
первое (родовое понятие)- капитализм это последний классовый строй;
а) комментарий - «последний классовый строй» означает мимолётный, а мимолётность определяет фундаментальную роль капитализма в коренном изменении общественной жизни по сравнению с предыдущими классовыми формациями, рабовладением и феодализмом;
б) комментарий - «классовый» означает, что при капитализме один класс людей (или стран) обеспечивает себе высочайший уровень жизни за счет эксплуатации другого класса людей (или стран), иллюзии по поводу социального рынка исключаются;
второе (сущность первого порядка) - капитализм – это такой строй, который основан на свободной конкуренции частников;
в) комментарий - «свободная конкуренция» успешно скончалась в конце 19 века. В 20 веке свободную конкуренцию стали вытеснять монополии. Монополия это основа иного общества, а не капитализма. «Свободная конкуренция» выступает как абстракция, идеальное теоретическое понятие. Практически, реализуя «свободную конкуренцию», происходит насильственная реставрация давно изжившего себя капитализма:
третье (сущность второго порядка) - политика и экономика капитализма в интересах частника:
г) комментарий - политика и экономика следствие конкуренции частников; исторический смысл «частника» в том, что он выражает интересы части общества; причем, как подтверждает история – незначительной части общества; другая, большая часть общества при капитализме лишена политики и экономики; это означает, что политика и экономика при капитализме не отражает интересы большинства людей в данном обществе;
четвертое (количественная характеристика) – капитализм представляет собой мировую систему;
д) комментарий- капитализм такая «мировая система», которая, начиная с ХХ века, стала трансформироваться в противоположную систему, где на протяжении нескольких сотен лет будет преодолено отчуждение человека от собственности; отчуждение человека от собственности первопричина всех социальных проблем и дегуманизации общественных отношений. В отчуждении человека от собственности заключается природа капитализма, условие существования капитализма. Формула капитализма:





Такое общество реставрировали наши современные реформаторы, и никакая косметика не сможет скрыть природу и сущность капитализма. Сущность капитализма является причиной всех происходящих в нём процессов. Ни Кейнс, ни Эрхард не смогли бы реализовать свои экономические проекты, если бы не действовала сущность капитализма в глобальном измерении (явление глобализма). Абстрагирование от явлений интернациональной эксплуатации является гипостазированием, а для массового россиянина отражается в форме манипуляции его сознанием.
Из определения и приведённой выше схемы следует историческое противоречие капитализма. Как только общество приобрело капиталистическую форму, то в результате конкуренции частников большинство предпринимателей обанкротилось, и образовались монополии. Монополия как антипод свободной конкуренции отрицает рыночные законы спроса и предложения, сама определяет условия производства и реализации товара. Монополия есть историческое отрицание капитализма, организационная основа другой формации. Вот почему в содержательном аспекте капитализм является мимолётной формой, так как свободная конкуренция сразу порождает монополию.
Монополия отражает историческую необходимость, поэтому её оценка должна соответствовать прогрессивному развитию общества. Законодательство и другие антимонопольные меры государства направлены против искусственных форм монополий, которые являются насилием над историей и созданы для получения большей прибыли посредством манипуляции цен, сговора, квотирования рынка сбыта и т.п. Утверждение, что якобы любая монополия загнивает, и при этом ссылаются на В.И.Ленина – есть ложь. Ленин об этом никогда не говорил, так как глубоко понимал, что монополия является необходимостью прогрессивного развития. Он говорил о том, что любая капиталистическая монополия загнивает. Капиталистическая монополия означает то, что, во-первых, эта форма в руках частника (незначительной части общества), а во-вторых, эта форма создана искусственно с целью наживы путём эксплуатации. Экономический анализ показывает, что общество от деятельности монополии несёт два вида потерь:
• потери от недопроизводства продукции, в условиях рынка снижается рента потребителя;
• потери общества от монопольных цен (высоких или низких).
Перечисленные негативные характеристики капиталистических монополий формируют негативную их оценку.
Позитивная оценка следует из того, что естественные монополии являются более эффективными формами организации по сравнению с конкуренцией. Естественные монополии преодолевают негативные следствия свободной конкуренции.
1. Основной недостаток капиталистического производства в том, что в результате конкуренции частников возникает перепроизводство товаров. Следствием стихии рынка является нерациональные затраты ресурсов. В условиях монополии процесс производства можно спланировать и преодолеть перепроизводство товаров.
2. В условиях монополии есть возможность сконцентрировать ресурсы на решение важнейших общественных проблем. В частности, дорогостоящих задач развития научно технического прогресса (нанотехнологии, космос…), социальных проблем и. т. п. В условиях конкуренции ресурсы рассредоточены, эффективность решения проблем снижается.
3. Конкурентная борьба во всем мире является дорогостоящим средством завоевания рынка. Преобладают незаконные виды конкурентной войны: промышленный шпионаж, киллерство, подкуп, шантаж, контрафактное производство и т.д. В условиях естественной монополии это негативные явления становятся излишними.
Таким образом, монополия как форма организации жизни общества является более эффективной, если приходит на смену конкуренции естественным путём, и прежде всего, как производственная необходимость вызванная обобществлением, концентрацией производства. Становление монополистическое стадией (империализм) капитализма является кануном, предвестником исторической необходимости становления новой общественной формации.

2.4.4. Роль мимолётности в понимании истории и современности




Мимолетные звенья в истории коренным образом меняют ее дальнейшее развитие общества. Если при переходе от первобытности к классовой формации, и при переходе от классовой формации к бесклассовому посткапитализму (коммунизму ) социальная форма движения материи сохраняется, то при переходе от посткапитализма к логическому этапу (по Искрину) возникает новая форма существования человечества. Сама социальная форма движения материи в концепции В.И. Искрина является по содержанию одной из революций в истории вселенной, по содержанию знаменует переход от биологической формы к логической . Противоречие мимолётного посткапитализма разрешается сменой фор¬мы движения материи, символизирует конец традиционной ис¬тории и расселение человечества в космосе.
Рассмотрим роль мимолётности на третьем уровне иерархии. Если при переходе от дикости к варварству, и от него к общинному строю бесклассовость сохраняется, то при переходе от мимолётной общины к рабовладению возникает принципиально новое – классовое общество. Противоречие мимолётной общины разрешается становлением классо¬вых ценностей.
Если при переходе от рабовладения к феодализму, и от него к капитализму сохраняются классовые ценности, то при переходе от мимолётного капитализма к посткапитализму первой стадии классовые ценности исчезают, и в полном объёме осуществляется процесс становления общечеловеческих ценностей по существу . Противоречие мимолётного капитализма разрешается становлением общечеловеческих ценностей.
Данный процесс определяет основное содержание современности как посткапиталистической революции. Современность качественно меняет дальнейшее существование человечества. Многосторонние преобразующие следствия современности вряд ли будут убедительными без исследования их причин. Первопричиной всех изменений является полная реализация исторических функций капитализма и посткапиталистической революции. Историческая функция капитализма является сущностью симметрии истории. Содержание симметрии истории рассмотрим в следующей главе.








Категория: Мимолетность и современность | Добавил: Santalov (27.10.2007)
Просмотров: 2293 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 1
1 bymmemaphopay  
0
да, наверно так и есть

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024