Меню сайта

Категории каталога
Предисловие: закономерность истории [6]
Исторический процесс с позиции К.Маркса, Б.Ф.Порнева и В.И.Искрина. Основные элементы "реки" человеческой истории
Иерархия истории и современность [2]
Представляет собой трёхуровневый анализ истории по содержанию и времени. Определяет историческое мето и историческую функцию современности
Ускорение истории и современность [1]
Ускорение истории как закон, открытый Б.Ф.Поршневым, сжимает время существования современности,процессы которой в истории уже повторяются
Мимолетность и современность [3]
Закон мимолетности последнего звена исторического периода является необходимым следствием закона ускорения истории, открытого Б.Ф.Поршневым
Симметрия истории и современность [3]
Симметрия как проявление "закона отрицания отрицания". Зеркальные половины истории.Современность как завершение функции капитализма.

Наш опрос
Спор о социализме ( с форума)
Всего ответов: 71

Главная » Статьи » Закономерность современности » Ускорение истории и современность

Ускорение истории

2.3 Ускорение истории и современность
2.3.1. Новые идеи Б.Ф.Поршнева
Данная глава по поводу ускорения истории не несёт в себе оригинального содержания, по сравнению с другим содержанием. Закономерность ускорения откры¬та во второй половине ХХ века философом, историком Б. Ф. Поршневым и признана научным сообществом. По ряду вопросов его книги «О начале человеческой истории» излагаются оригинальные взгляды, которые не являются до сих пор общепринятыми в науке. Плодом 25- летнего научного исследования стали такие новые идеи как «речи-сознания», идея «переходных существ», мысль об укорочении человеческой истории по сравнению с предысторией.
«Методологически Б.Ф.Поршнев разделил труд на инстинктивный и сознательный, человеческий труд. Высказывание Ф.Энгельса «труд создал человека» имеет смысл лишь в том случае, если мы примем это разделение. Ибо если труд – это целесообразная, сознательная деятельность, то он возникает вместе с человеком, и тогда он не может его создать…. Очевидно, что отличие инстинктивного труда от сознательного состоит не в самом факте орудийной деятельности, а во включении сознания и, следовательно, речи, ибо вне речи сознания не существует». В целом Б.Ф. Поршнев значительно «укоротил человеческую историю сравнительно с распространёнными представлениями. Если бы это позволило правильнее видеть историю в целом, то тем самым увеличило бы коэффициент прогнозируемости»
Многие новые идеи Б.Ф.Поршнева будут использованы в нашем исследовании, поэтому пришлось о них напомнить. В частности, положение об эволюционном процессе становления человека разумного, которое не закончилось в современности. Эту идею более глубоко развил В.И. Искрин, обосновав логическую форму существования человечества, где бессмертие становится реальностью в рамках вселенной. Такой прогноз, более широкого исследования так же предсказал Б.Ф.Поршнев: «Мы не будем здесь касаться более обширной проблемы, не надлежит ли вписать динамику человеческой истории в более пространный ряд: в возможный закон ускорения истории Вселенной, ускорения истории Земли. Это значит уплотнение времени новшествами и в этом смысле его убыстрение» .
2.3.2. Ускорение темпа истории – первая фундаментальная идея всемирного исторического прогресса.

Роль ускорения трудно переоценить, так как следствием данного закона являют такие фундаментальные открытия современного марксизма как мимолётность и симметрия. Совместно перечисленные законы наполняют конкретным содержанием закономерность (схему) иерархии истории, а гипотеза современности как революции приобретает законченный целостный и закономерный образ.
Напомним некоторые фрагменты из книги Б.Ф.Поршнева, которые раскрывают содержание ускорения истории. «Эмпирически наш современник знает, как быстро происходит обновление исторической среды, в которой мы живём. Если ему сейчас 75 лет и если разделить его жизнь на три двадцатипятилетия, то они отчетливо покажут, что каждый отрезок много богаче новациями, чем предыдущий. Но при жизни его предка на аналогичные отрезки приходилось заметно меньше исторической динамики, и так далее в глубь времени…. Напротив, человек, который начинает свою жизнь, на протяжении будущих 75 лет, несомненно, испытает значительно больше изменений исторической среды, чем испытал наш семидесятипятилетний современник. Всё позволяет предполагать, что предстоящие технические, научные, социальные изменения будут всё уплотняться и ускорятся на протяжении его жизни.
Фундаментальным тезисом, который ляжет в основу дальнейшего изложения, является идея, что человеческая история представляет собой прогрессивно ускоряющийся процесс и вне этого понята быть не может….
Это касалось бы предельно общей проблемы ускорения мирового времени, иначе говоря, его всё большей наполненности новациями. Человеческая история выглядела бы как отрезок этой кривой, характеризующийся наибольшей быстротой, точнее, наибольшим ускорением… мы всё же можем человеческую социальную историю начинать как бы с нуля: ускорение продолжается, но оно возможно лишь благодаря тому, что в мире появляется эта новая, более высокая форма движения материи, при которой прежняя форма, биологические трансформации, уже может быть приравнена неподвижности. Да и в самом деле, Homo sapiens во время истории телесно уже не меняется» .
Разные исторические процессы историки делят на периоды. Периодизация – основной приём упорядочения всякого общественного процесса в истории культуры. Б.ф. Поршнев проанализировал имеющие периодизации и сделал вывод, что всякая периодизация есть акселерация – ускорение. Это значит, что периоды не равновелики, напротив, как правило, один за другим всё короче во времени.
Акселерация всегда выжалась наглядно. «Древняя история длиннее средневековой, средневековая – длиннее новой, новая – длиннее новейшей. Принятая периодизация внутри любой из них рисует в свою очередь акселерацию»
2.3.3. Возрастание роли народных масс – вторая фундаментальная идея всемирного исторического прогресса
Позиция Б.Ф. Поршнева о том, «что отличие инстинктивного труда от сознательного состоит не в самом факте орудийной деятельности, а во включении сознания», объясняет ускорение истории. Сознание как идеальный момент орудийной деятельности формирует цель, а реализация цели и потребление продуктов деятельности формирует новые цели. История есть продукт деятельности людей, преследующих свои цели и интересы. С другой стороны, история не зависит от воли и желания людей, имеет свою внутреннюю логику и развивается не только по своим объективным законам. Таким образом, история представляет собой единство объективного и субъективного. Две идеи выражают единство факторов исторического развития: материалистическое понимание истории и возрастание народных масс в истории. Ускорение истории интегрирует все факторы исторического развития.
В истории действует закон диалектического отчуждения, приоритетность факторов меняется. Внешняя причина ускорения проявляется в количестве и качестве орудий труда. Совершенствование орудий труда является следствием возрастания народных масс в истории. Первопричиной ускорения является сознательная деятельность народных масс. «Поступательное движение мира происходит только благодаря деятельности огромных масс и становится заметным только при весьма значительной сумме созданного»
Такое утверждение предполагает уточнить понятия и приоритетность субъектов истории. Народ - это, прежде всего общность трудящихся, главная производительная сила, что обуславливает решающую роль в истории. Именно народные массы создают все материальные и в значительной мере духовные блага в обществе. В признании решающей роли народных масс в истории выражается в положение о роли материального производства в обществе. По сути, эти две формулы выражают одно и тоже – материалистическое понимание истории, но с разных сторон. С философской точки зрения это два полюса основного вопроса философии применительно к обществу.
Решающая роль народных масс проявляется в разных аспектах. Особенно рельефно проявляется при сопоставлении с ролью выдающихся личностей и отдельных социальных групп в истории. Но любой самый дерзновенный замысел лидера воплощается в жизнь трудом и усилиями народных масс. «Так, государственно-прозорливым было решение российского императора Петра I прорубить окно в Европу, иметь порт на берегу Балтийского моря. Но это решение так и осталось бы благим намерением, не больше, если бы тысячи крестьян и ремесленников своим потом и кровью не построили новый город – Петербург. Наполеон Бонапарт владел великим полководческим талантом. Но что бы значил его талант, если бы не было тысяч солдат, которые своим ратным трудом воплощали в жизнь его блистательные военные замыслы».
Другой пример. История менеджмента отражает возрастание народных масс, что прослеживается в разных теориях управления. Самой перспективной моделью управления считается не теория Х и У, а теория Z, в основе которой максимальное включение работников фирмы в управление производством, гуманизация всех общественных отношений.
Таким образом, сознательная деятельность народных масс является важнейшим фактором ускорения исторического процесса. В диалектической логике есть закон единства исторического и логического. Результатом познания логического является ускоренное развитие, так как логическое рассматривается как историческое освобожденное от случайностей и зигзагов истории.
Нарушение логики приводит к противоположному результату – торможению в развитии общества. В работе «Манипуляция сознанием» известный российский учёный С.Г. Кара-Мурза подробно описывает историю внедрения в России специфику и механизмы новой технологии, основанной на манипуляции общественным сознанием.
Взять, к примеру, символику. В России роль народных масс принижается, из государственной символики убрали «Серп и Молот» как символ трудящихся, что не имеет разумного объяснения. Уничтожение исторической символики имеет и более широкий смысл особенно в России. Символизм в российской культуре занимает особое место. Смена общественно экономической формации в интересах меньшинства населения предполагает уничтожение исторической памяти, корней российской культуры.
2.3.4.Схема и смысл ускорение темпа истории

Мировая история есть единый процесс прогресса человечества. Первый дал на это утвердительный ответ Гегель. Схема всемирной истории представляет собой динамическое целое с качественными переломами и взаимным отрицанием эпох, но с единым вектором совокупного движения. «Суть мирового развития по Гегелю, - прогресс в сознании свободы. Вначале, у доисторических племён, царят всеобщая несвобода и несправедливость. С возникновением государства прогресс воплощается в смене государственно-правовых основ общества: в древней деспотии – свобода одного при рабстве всех остальных, позже – свобода меньшинства, затем - свобода всех, но лишь в христианском принципе, а не на деле. Наконец, с французской революции начинается эра подлинной свободы. Пять великих исторических эпох , отрицающих одна другую и в тоже время образующих целое».
Маркс и Энгельс, сохранив гегелевскую идею развития, перевернули её с головы на ноги, в основу содержания формации положили отношения собственности. Между крайними полюсами прогресса совершается переход в собственную противоположность, то есть от абсолютной несвободы к абсолютной свободе через развитие форм собственности. Каждый последующий способ производства представлял собой шаг вперёд в раскрепощении человека.
Ряд авторов полагает, что длительность каждой формации короче предыдущей примерно в три или четыре раза. Получается геометрическая прогрессия, или экспоненциальная кривая (см. схему).

«… вся наша кривая, а тем самым и начальный отрезок истории, - это не сумма некоторого числа кривых, иными словами, не история племён и народностей, а история человечества как одного объекта».
Причиной ускорения является орудие труда. Отличие человеческой истории от истории природы в том, что между человеком и природой есть промежуточное звено - орудия труда, которые являются причиной ускорения. Чем многообразнее и совершеннее орудия труда, тем больше ускорение истории. Ускорение есть функция количества и качества орудий труда.
Если оценить с позиции ускорения три крупные формации К.Маркса, то в основе их различий выступает количество и качество орудий труда. В первобытном обществе разделение труда базировалось на биологическом принципе. Орудия труда были малочисленны и несовершенны (каменный век). Первым мужским орудием труда было рубило, а женское орудие труда – скребок. В основе первобытного производства господствовал обычай, традиция. Жизнь первобытного общества менялась крайне медленно, торможение в развитии господствовало над ускорением. Первобытность растянулась во времени существования, и занимает значительную часть всей истории.
После открытия железа (бронзовый, железный век) общество вступило в стадию цивилизации. Классовая формация характеризуется быстрым изменением количества и качества металлических орудий труда. Многообразие совершенных орудий труда привело к быстрой смене форм классового господства: рабовладение (5-6 тыс. лет), феодализм (1000 лет) и капитализм (500 лет). В антагонистической формации ускорение набирает значительный темп, а заторможенность в развитии снижается. В итоге по своей интенсивности ускорение и торможение сравнялись на этапе раздвоенной экспоненты. Нарастание ускорения символизирует быстрое движение экспоненты в вертикальном направлении, что отражает изменчивость содержания жизни общества.
Для последнего периода (бесклассовой формации) харак¬терно многообразие орудий труда, составляющих единую авто¬матизированную систему информационного общества. Если история началась с двух орудий труда (скребок и рубило), то закончится одним орудием труда – автоматизацией информационного общества. Разделение труда, сущность социальной формы, прекращает своё существование. Конец традиционной истории символизирует гигантский скачок в развитии, ускорение преобладает над торможением. Скачок в развитии приводит к разрыву с традиционной формой существования человечества, и оно перейдёт другую форму существования, когда возникнет необходимость интенсивного освоения ресурсов космоса (К.Э.Циолковский - основоположник современной космонавтики; В.И.Вернадский - автор учения о ноосфере; в логическую форму по В.И. Искрину).



2.3.5. Следствия закона ускорения и современность

Первое следствие.
Человеческая история представляет собой прогрессивно ускоряющийся процесс и вне этого понята быть не может. Ускорение получило статус не только общеисторической закономерности, но играет роль критерия прогрессивного развития.
Если оценивать с позиции ускорения современную Россию, то в ней преобладает на сегодня заторможенность в развитии и везде наблюдается регресс. Основные причины ускорения – средства труда и сознательная деятельность народных масс, не работают на общество. Средства производства (орудия труда) приватизированы и обеспечивают ускоренное развитие благосостояния олигархии за счет обнищания народных масс и ограбления общества. Манипуляция сознанием (С.Г.Кара-Мурза) разрушает сознательную деятельность народных масс. Правительство создает видимость благополучия за счет продажи за границу энергоресурсов. Вся надежда правительства на высокий уровень мировых цен. Если стихия рынка приведёт к снижению мировых цен на энергоносители, то наше мудрое правительство создало в противовес несчастному случаю (снижению мировых цен) стабилизационный фонд. На практике везде можно наблюдать уничтожение производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, однако регресс российского общества к косметической деятельности правительства и государства не имеет никакого отношения. Интегральным показателем регресса общества является известная схема.



Рождаемость и смертность в РСФСР и РФ (на 1 тыс. населения)

Второе следствиет закона ускорения.
Б.Ф.Поршнев выразил это следствие ускорения следующим образом: «Сейчас на карте мира представлены все пять способов производства. Может прийти мысль, что, стартовав все вместе, народы затем двигались с разной скоростью. Но если так, нельзя было бы и говорить о выяснении кокого-то закономерного темпа истории вообще. Однако на самом деле перед нами вовсе не зависимые друг от друга переменные. Отставание некоторых народов есть прямая функция выдвижения вперёд некоторых других. Так вопрос стоит на протяжении истории всех трёх классово антагонистических формаций….
Социально-экономические системы, наблюдаемые нами на «переднем крае» человечества, существуют и развиваются лишь благодаря всасыванию дополнительных богатств и плодов труда из всего остального мира и некоторой амортизации таким способом внутреннего антагонизма» .
Известно, что население развитых стран составляет 20% населения мира, которые присваивают 80% ресурсов планеты. То есть на 80% другой части населения остается 20% ресурсов планеты. Это означает, что человечество в современности развивается как единое целое, и ускоренное развитие одних (цивилизованных стран) происходит за счет заторможенного развития других (развивающихся стран). Разное ускорение развития в антагонистических формациях требует внести незначительное дополнение в экспоненту Б.Ф.Поршнева. В середине истории, где антагонистические формации, экспонента раздваивается. Верхняя линия показывает уровень развития цивилизованных стран. Нижняя линия показывает уровень развития заторможенных в развитии стран, которые в современности принято называть не слаборазвитыми странами, а развивающими странами . Раздвоенная линия символизирует уровни развития минимальный и максимальный. У каждой страны свой уровень развития, сколько стран столько и линий. Все эти линии располагаются между нижней линией и верхней линией, символизирующих разрыв в уровнях развития самых развитых стран и самых слаборазвитых стран.

Схема ускорения истории с делением антагонистических формаций на классы стран.
Данное следствие ускорения имеет непосредственное отношение к современной России и современности в целом. В качестве факта используем книгу Ю.Лужкова «Развитие капитализма в России. 100 лет спустя. Спор с правительством о социальной политике». Книгу называют политическим бестселлером 2005 года. Наряду с другими книгами Ю.Лужкова, вышедшими в Англии, Франции, Германии, США, Турции, Японии, Китае и других странах, «Развитие капитализма в России готовиться к изданию за рубежом. Некоторые идеи книги по форме, но не по существу, полезны России. По существу книга выполняет политический заказ партии «Единая Россия» и является тонкой манипуляцией сознания. Ссылаясь на Генри Форда, «великую депрессию», социальное рыночное хозяйство Людвига Эрхарда, модель развития капитализма Джона Кейнса и других, Лужков даже не пытается проникнуть в существо проблемы, которое всем своим содержанием уходит в закономерность ускорения истории и процессы глобализации. Без международной системы эксплуатации все перечисленные теории, превратить капитализм в правовое и социальное общество, были бы утопиями. Они исполняют роль косметики современного капитализма, отражают вершину айсберга. Однако данная книга Ю.М. Лужкова формирует иллюзии в том, что при власти в интересах меньшинства можно перестроить капиталистическую экономику в интересах всех. Это возможно если власть будет выражать интересы всех. Но это уже был бы не капитализм, а социализм. И тогда Ю.М. Лужкову пришлось бы сменить название книги «О развитие социализма в России», что противоречило бы интересам правящей олигархии, и частности миллиардерше – жене Ю.М. Лужкова.
Системная ошибка марксизма, отмеченная в книге Ю.М.Лужкова, сводилась к следующему: марксизм не смог предусмотреть способность капитализма меняться и приспосабливаться к изменившимся условиям, способность капитализма успешно решать социальные проблемы. Юрий Михайлович не первый критик марксизма, уже две сотни лет марксизм пытаются раскритиковать и пересмотреть, начиная с К.Каутского и Э. Бернштейна. Однако марксизм до сих пор остаётся единственной наукой об обществе теоретического уровня. Марксизм - это единственное учение обладающей методологией научного, системного мышления – диалектической логикой. Марксизм – это учение, постоянно развивающееся и по сравнению и 19 веком, насчитывает несколько сотен открытий и новинок. Открытие закона ускорения истории это также одно из достижений марксизма. Марксизм ХIХ века единственный справился с проблемой глобализации объекта социологии. По закону суммы эксплуатации в ХIХ веке эксплуатация из стран верхнего полюса капитализма переместилась на международный уровень . Это и позволяет через систему мирового капиталистического рынка присваивать трём десяткам цивилизованных стран 80% ресурсов планеты и за счет этого решать все свои внутренние проблемы. На нижнем полюсе капитализма остаются, как следствие ускоренного развития цивилизованных стран, глобальные проблемы - нищета, голод, болезни, отставание в развитии.
Не марксизм допустил системную ошибку, а Ю.М. Лужков пытается манипулировать сознанием россиян, сам сознательно допускает системную ошибку. В памяти возникает историческая аналогия, что Ю.М.Лужков выступает в роли попа Гапона, якобы царь (российское правительство) не знает о социальных проблемах россиян. Необходимо раскрыть глаза российскому правительству как сделать капитализм социально ориентированным.
Третье следствие закона ускорения.
Мимолётность является необходимым следствием общепринятого закона ускорения. Последняя стадия исторического периода набирает макси¬мальное ускорение и становится мимолетной по сравнению с длительностью существования предыдущих стадий. Содержание мимолётности рассмотрим в следующей главе.


.












Категория: Ускорение истории и современность | Добавил: Santalov (27.10.2007)
Просмотров: 15732 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.9/9 |

Всего комментариев: 4
4 -AkelA-  
0
Ну не знаю, мне понравилось.

3 Анаксагор  
-1
Пусто и небрежно

2 нi  
0
))

1 пр  
0
норм

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024