01. Актуальность и герменевтика философии современности
Актуальность
философии современности определяется её многосторонней герменевтикой, объектом,
предметом и методом исследования. Сам подход к герменевтике философии не
является оригинальным и предложен Алексеевым и Паниным [учебник философии].
Оригинальность в том, что из герменевтики необходимо особо выделить философию
как «науку». Теоретическая философия не
является наукой [МИБ]. Но так как философия современности есть практическая философия, отражает, с позиции целостной социальной
формы материи, конечное понятие, то несёт в себе печать науки – объект, предмет
и метод. Однако как в объекте, как в
предмете, так и в методе философии современности отсутствует традиция. Новый
подход к объекту как диалектическому [021], к предмету как малоизвестным
общеисторическим закономерностям [022], методу диалектики как мышлению в
бесконечных понятиях [03] и определяет
актуальность темы.
011. Философия современности как мудрость
Анализ
понятия «мудрости» в традиционной литературе по философии оказался
малоэффективным. Здесь мудрость существует в форме представлений, отдельных изолированных сторон, целостное
понятие отсутствует. Вряд ли можно
согласиться с оценкой «мудрецов»,
предложенной В.И.Вернадским:
«Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой ученой подготовки, надо
только глубоко и самостоятельно размышлять обо всем окружающем, сознательно
жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей,
образно говоря, «от сохи», которые без всякой другой подготовки оказываются
философами.»[, 73]. Сомнительно, что можно
стать великим ученым без всякой научной подготовки. А философия по сложности
своего предмета и метода следует уровнем выше научного. К примеру, если
взять лидера среди гениев последнего
тысячелетия К.Маркса, то он ещё в
молодости получал такие высокие оценки: «Ты должен быть готов
познакомиться с величайшим, быть
может, единственным из ныне живущих
подлинным философом…Доктор Маркс – так зовут моего кумира – ещё совсем молодой человек
(ему едва ли больше 24 лет)…глубочайшая
философская серьёзность сочетается в нем
с тончайшим остроумием; вообрази себе Руссо, Вольтера, Гольбаха,
Лессинга, Гейне и Гегеля соединенными в
одном лице, - я говорю соединенными, а не смешанными, и это будет доктор
Маркс». Это признание вырвалось у
молодого честолюбивого философа Гесса в начале сентября 1841 года, когда он
принялся за письмо своему другу Ауэрбаху[7,20].
Философия,
достигнув более зрелых взглядов, выходит за рамки представления в определении
понятия «мудрости». В этом отношении интересна позиция Э.В. Ильенкова, Г.В.Ф. Гегеля, К.Маркса. Ближе к
истине в понимании «мудрости» позиция Э.В. Ильенкова. В глубину содержания
понятия «мудрости» проник Г.В.Ф. Гегель.
Практически реализовал понятие «мудрости» в создании общественной теории высшего уровня К. Маркс. В главном понятия
«философии», «мудрости», «ума» и «раз-ума» можно отождествить, так как все они имеют в
основании одну и ту же идею.
Э.В.Ильенков
в анализе ума остановился на кантовской позиции как способности суждения: «ум –
умение соотнести некоторое общие, усвоенные в ходе образования, …«истины» с
фактами складывающими в жизни и потому каждый раз неповторимыми… ум - умение
«опосредовать общее с единичным, с индивидуальным, с особенным»[,34]. Так как каждый случай проявления ума является «неповторимым», поэтому
Эвальд Васильевич делает вывод, что «эту
способность нельзя вложить в голову в готовом виде – в виде строгого правила, в виде алгоритма, ибо
это было бы «правило применения всех
возможных правил», и притом «ко всем возможным единичным случаям»[, 35]. Последнее есть разновидность
парадокса Рассела.
«Недостаток способности суждения есть,
собственно, то, что называется глупостью; против этого недостатка нет
лекарства». Золотые слова (Канта) [,36] Почему « нет лекарства»? Кант склонен к
тому, что «способность суждения»- от бога. Либо бог, либо гены? Третьего
решения (результат воспитания и образования) Кант не предлагал.
Гегель оказался не только первопроходцем в понимании
философии (мудрости) как мышлении в бесконечном понятии, но и единственным
философом такого рода. Даже Маркс и Ильенков, которые наиболее близко подошли к пониманию Гегеля, всёже интуитивно
чувствовали абсолют. Напомним фрагмент, отражающие гегелевское определение
философии как учение об абсолютной истине, как учение о бесконечное понятие: « … признанием этого содержания
и его формы и освобождением от
односторонности формы, возвышением их до абсолютной формы, самое себя определяющей как содержание, остающейся с ним
тождественной и в этом тождестве представляющей собой познание упомянутой
в-себе-и-для-себя сущей необходимости.
Это движение, которое и есть философия, оказывается уже осуществлённым, когда
оно в заключении постигает своё собственное понятие, т.е. оглядывается назад
только как на свое же знание [Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа.
М., 1977. С. 393-394.]. Здесь отражается
известный гегелевский принцип относительно философии, где целое есть не просто
результат, а результат в единстве со своим становлением. Гегелевское суждение
мудрости сводится к синтезу достижений мышления религии и науки. От религии
Гегель снял мышление о «бесконечности», а от науки – мышление в понятиях.
Гегель преодолевает религиозную форму разумности «бесконечности» как представления и научную форму разумности
понятия как конечного понятия,
синтезировав «бесконечность» в форме
«понятия». Так открылось мышление
высшего уровня – мышление в «бесконечных понятиях» []. Конкретизация позиции
Г.В.Ф. Гегеля в понимании «мудрости» будет изложена в первой части книги.
Единство
философии (бесконечного понятия) и современности, в чем и заключается мудрость,
можно выразить словами К.Маркса: «Так как всякая истинная философия есть
духовная квинтэссенция своего времени, то с необходимостью наступает такое
время, когда философия не только внутренне, по своему содержанию, но и внешне
по своему проявлению, вступает в соприкосновение и во взаимодействие с
действительным миром своего времени. Философия перестаёт тогда
быть определенной системой по отношению к другим определенным системам,
она становится философией вообще по отношению к миру, становится философией
современного мира» [8, т.1,с.105]. Определение философии, данное К. Марксом,
полностью соответствует не только теме параграфа, но и названию книги, что
наглядно выражается в понятии симметрии истории, как единстве трёх формаций в марксизме. Симметрия истории,
отражающая гегелевское абсолютное (унарное) отрицание, что можно представить
следующей схемой[См. опорные схемы].
Симметрия истории является
той метасистемой, которая раскрывает содержание
целостной социальной формы материи как бесконечного понятия. Такой
подход к конкретизации исторического
процесса является новым, что и определяет актуальность философии современности
как мудрости
Итог:
·
Ильенков
напомнил кантовское понимание мудрости как способности сужения, то есть способности
рассматривать «единичное» с позиции «всеобщего».
·
Для Гегеля понимание всеобщего как бесконечности в форме понятия. Гегелевское понимание мудрости конкретизирует кантовский подход как диалектику конечного и бесконечного понятия.
·
Мудрость по
Марксу есть синтез позиций Канта и Гегеля, где под «единичным», «конечным»
выступает действительный мир. Задача философа
как практика по – Марксу
заключается в необходимом изменении
мира, что требует его понимания с позиции бесконечного понятия, или по - Марксу,
« образа целого» [МГУ/ Диалектическая логика].
·
Логика
дальнейшего авторского изложения (ЛАС) конкретизирует понятие философии современности как мудрости,
синтезируя творчество М.И. Белоногова, который раскрывает подробнее
«бесконечное понятие» и творчество В.И. Искрина, которое раскрывает «конечные понятия» современности в её закономерности. По мнению автора (ЛАС), творчество М.И Белоногова и В.И. Искрина
является на сегодня уникальным и требует
синтеза с позиции марксистского понимания мудрости.
|