Меню сайта

Категории каталога
Философия воспитания [1]
Мудрость воспитания,парадоксальность процесса воспитания, коррекция ЗУН с учетом мировых тенденции развития общества и новых условий
Логика научного мышления [0]
"Фокус" мышления и его разрешение в истории философии. Противоположность диалектического и метафизического мышления.
Парадокс культуры [1]
Философский анализ культуры: содержание и форма. Классовая форма развития культуры после приватизации собственности как причина её парадоксальности
Закон отчуждения в понимании бытия [1]
Анализ причин обострения социальных проблем россиян сводиться к отчуждению от собственности и игнорированию исторических закономерностей
РУСО [6]
Ежегодные международные научные конференции. Направление: Социализм:теория, история, перспективы

Наш опрос
Как вы понимаете СОВРЕМЕННОСТЬ?
Всего ответов: 117

Главная » Статьи » Научные конференции » Философия воспитания

Философия воспитания
Философия воспитания: ум или хитрость?
Л.А.Санталов,
преподаватель общественных дисциплин,


Философия как система совершенного знания предполагает целостное видение явлений, требует представить всю логику современного процесса воспитания от начала до конца. Значительная часть содержания процесса воспитания укоренилась в культуре россиян, вызывает одобрение и гордость. Цель тезисов другая - обратить внимание на парадоксальность современного процесса воспитания. Законодатель процесса воспитания - власть: или старается об этом не думать, (материальное положение успокаивает), или замалчивает реальное положение в воспитании.

Общее видение процесса можно выразить в философских категориях Гегеля: процесс воспитания есть превращение "вещи в себе" в " вещь для себя" (1). Человек в положении "вещь в себе" находится в неразвитом состоянии. Человек в действительности есть "вещь для себя" - это уже развитая личность, прошедшая процесс социализации, личность активно действующая, личность способная к самостоятельному существованию.

Любой процесс, в том числе и воспитание, имеет закономерный результат, который предвосхищается в целях. Заслуга власти в том, что она определила современные факторы, формирующие цели воспитания. Отказ же от стратегической цели - воспитать гармонически развитую личность, оцениваю, как логик, отрицательно, так как такой отказ не соответствует сущности человека (подробно раскрыть позицию автора рамки тезисов не позволяют).

Факторы, корректирующие тактические цели воспитания, учитывают мировые тенденции. Факторы можно классифицировать как ясные, непротиворечивые и парадоксальные. К первой группе можно отнести:

1. Переход к информационному обществу. Независимо от социальной сути общество будет иным. Учитель, преподаватель не единственный источник информации. В основе деятельности будущего специалиста - информационные технологии. Воспитание компьютерной грамотности - атрибут современного человека.

2. Закономерность ускорения истории, нарастание динамизма социальных изменений. Самообразование, профессиональная мобильность как необходимое средство адекватности реальности.

К противоречивым, парадоксальным факторам можно отнести следующие:

1. Гуманизация всего процесса образования и воспитания. Парадоксальней ситуацию вряд ли можно придумать для современной России. Позитивная сторона процесса гуманизации понятна, заслуживает одобрения, и в итоге, соответствует политическим убеждениям и потребностям большинства людей. Гуманизация образования и воспитания предполагает в центре всего процесса человека со своими потребностями и интересами. Это гуманизация среды, общественных отношений, становление общечеловеческих ценностей. Принципы такой действительной гуманизации заложили Кант, Гегель, Маркс (что полностью проигнорировано последними российскими реформами).

• Кант обосновал фундамент человеческой морали и нравственности. В "категорическом императиве" человек всегда ЦЕЛЬ, а не СРЕДСТВО. В России, с одобрения власти, 80% россиян превратились в средство обогащения кучки собственников, мечта СПС реализовалась - капитализм XIX века, но по А.Чубайсу, стал действовать.

• Гегель в "Философии права" обосновал условия свободы и равноправия человека. Только человек собственник имеет реальные права и свободы. Такая историческая миссия предназначалась изначально "неотчуждаемому ваучеру". После российской приватизации собственности вера в гуманное общество исчезла, Конституция РФ потеряла свою ценность.

• Маркс обосновал гуманистическую функцию труда или закон возвышения потребностей. Продуктом труда являются не только товары, но и постоянно развивающийся человек. Для 80% россиян закон возвышения потребностей не действует, развитие остановилось, в сознании преобладают заботы о физическом выживании.

2. Следующий противоречивый фактор - подготовка человека к жизни в обществе. Позитивная сторона фактора. Педагогическая последовательность ЗУН не вызывает сомнения: в начале знания, а уже умения и навыки формируются на основе знаний. Во всем мире приоритетность данных понятий в образовании изменена - первичны: умения, навыки, практика, реальная жизнь. Умения и навыки - есть граница, мера качества и количества знаний. Педагогический опыт автора приводит к таким же выводам. Зачем повторять школьный курс экономики (программы одни и те же), причем, значительная часть содержания вряд ли пригодится в жизни. Выход - деловая игра: создание фирмы, приближенной к реальности. Имеется в виду фирма как форма организации, позволяющая зарабатывать деньги, на условиях выгодной продажи полученных в колледже умений и навыков. Качество и количество знаний по логике определяется умениями и навыками практически провести спор, проанализировать конкретные понятия, выявить ошибки мышления, быстро и правильно совершать основные операции мышления. Качество и количество знаний по политологии определяется не рамками учебника, а способностью, умениями и навыками человека разобраться в действующей политике, в политических партиях, выработать убеждение: какая политика выражает твои собственные интересы. Необходимо выбрать свою единственную партию и нести ответственность за этот выбор. Такому обучению и воспитанию соответствует активная форма - презентация политических партий.

Негативный аспект фактора: готовить к жизни в обществе. Ответ на вопрос, "в каком обществе?" - отсутствует. Такое положение лишает воспитание направленности. Существующие ориентиры лишены достаточного основания. Конституция РФ зафиксировала положение, что наше государство правовое, социальное и демократическое. В идеале это черты бесклассового общества. Российское общество имеет характеристики с точностью наоборот. Государство недемократическое - так как власть не народа, а денег. В условиях классового расслоения после приватизации вряд ли государство может быть социальным с такой недопустимой пропастью между бедными и богатыми. Если законы приводят к дегуманизации общественных отношений, не реализуют свою сущность (свободу, равенство и справедливость), то это государство неправовое. Попытка реализовать западную модель провалилась. Западная модель в российской действительности превращается в свою противоположность (80% средний класс в США, а в России это бедные и нищие), так как причины западного благополучия остались за пределами менталитета российских реформаторов.

3. Следующий фактор - воспитание способности к выбору и способности нести ответственность за свой выбор. Важнейшее качество в социальном, демократическом и правовом государстве. Что же нам осталось выбирать, если выбор за нас сделали реформы? Наш личный выбор определяется содержимым кошелька. В этой ситуации можно воспользоваться рекомендациями русского философа И.А. Ильина (О воспитании национальной элиты). "Что же предпочесть мне в жизни - ум или хитрость?... Хитрость от инстинкта, она приближает человека к животному; хитрость от чувства опасности, она есть порождение страха; хитрость родится из жадности и ведет к вражде; она противоположна любви и означает борьбу всех против всех… Но разве разум исключает пошлость? Разве можно прожить одним умом? Нет! Ум без сердца - мертвец; ум без совести - подлец; ум без воли - глупец; ум без воображения - слепец…"

Чему довериться, чем жить, каждый выбирает себе сам. Одним предстоит сохранить своё благополучное положение в обществе и без хитрости не обойтись, другим предстоит набираться ума- разума, чтобы изменить свое унизительное положение в обществе. Проблема выбора остается актуальной для всех.

Философский подход к воспитанию высветил сложнейшие проблемы и сложность задач стоящих перед современным педагогом. Решение данных проблем зависит от всех нас и, прежде всего, общества в целом.


Примечание

1. "Вещь" - философская категория, применимая ко всему многообразию действительности, в том числе и к человеку, иначе - категориальная ошибка. Юридическое и обывательское представление о вещах имеет другой смысл (замечание автора).



Категория: Философия воспитания | Добавил: Santalov (27.10.2007)
Просмотров: 5928 | Рейтинг: 4.0/2 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024