Становление капитализма в идеалистическом понимании истории
Сначала напомню Гегеля о категории становления в диалектическом определении
Диалектический принцип развития и категория «становления»
При изложении исторически являющегося знания, говорит Гегель в «Феноменологии Духа», следует рассматривать «тот путь, которым естественное сознание достигает истинного знания,…»(с. 44). Истина всегда развёртывается, если оторвём результат от пути его становления , то потеряем достоверность. «суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением; цель сама по себе есть безжизненное всеобщее, подобно тому как тенденция есть простое влечение, которое не претворилось еще в действительность; а голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». Становление есть доказательство результата, и не случайно К.Маркс так ценил историю, назвав её единственной наукой.
Становление как история капитализма имеет разные подходы: (марксисзм) материалистическое и идеалистическое понимание истории. Примером идеалистических объяснений возникновения капитализма, может быть работа М.Вебера « Протестантская этика и дух капитализма», или работа нашего уважаемого современника, ученого из МГИМО «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» В.Ю.Катасонов Монография. Издательство: Институт русской цивилизации Год: 2013.- 1072 с. Автор доказывает, что основой капитализма является идеология иудаизма, разделяющая весь мир на некое избранное меньшинство и остальное человечество, призванное ему служить. Катасонов исследует генезис развития капитализма от Древнего мира до наших дней, показывая становление налогового и долгового рабства. Ключевой фигурой капитализма являются финансисты-ростовщики, создатели мировых банков, порабощающих экономики национальных государств. Катасонов отказывается от марксистского понимания капитализма как формации, так как в базисе у него религия, а сам капитализм в надстройке.
|