Этимология: ДИ-А-ЛЕКТИКА
Цитата:
Сообщение от Борис Кирпиченко

Для начала, простите, поясните
дураку что такое "Диалектика"? "Метод"... "Наука
логики"... Как человек должен мыслить по этому "методу"? Или
что-то с чем-то сравнивать, анализировать или синтезировать в процессе познания,
или как? Почему "Ди", что есть "А" и "Лектика".
Если, конечно, Вы понимаете что говорите. Потом изложу свое понимание.
Спасибо.
|
1. Предпосылки
Диалектика - высшая форма мышления из существующих шести, предполагает ЦЕЛОСТНОЕ
отражение действительности, исследуемого объекта. Из "Феноменологии
духа" Гегеля:
1) Мышление в конечных восприятиях.
2) Мышление в бесконечных восприятиях. Предмет этих форм – восприятия. Метод -
ассоциативная логика.
3) Мышление в конечных представлениях.
4) Мышление в бесконечных представлениях. Предмет этих форм – представления.
Метод - комбинаторная логика.
5) Мышление в конечных понятиях. Это - научное мышление, его предмет - конечное
понятие, а метод - аристотелевская логика.
6) Мышление в бесконечных понятиях. Это - современное философское мышление,
его предмет - бесконечное понятие, а метод - диалектика.
2 Предпосылка
Гегель, Маркс, Ленин, Поршнев и другие прогрессивные ученые исходили из ЦЕЛОГО
(см. начало).
= «Кто берётся за частные вопросы без предварительного решения общих, тот
неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти
общие вопросы» (Ленин В.И. ПСС, т.15, с 368)
=. Аналогичное мнение известного ученого Б.Ф. Поршнева: « Я не выступаю
здесь против специализации. Напротив, полнота знаний достигается бесконечным
сокращением поля. Можно всю жизнь плодотворно трудиться над деталью. Но
действует и обратный закон: необходим общий проект, общий чертёж, пусть затем в
детальной разработке всё в той или иной мере измениться…»
=. Исходный принцип. У Маркса была мысль об «Образе целого», который
должен постоянно витать в голове исследователя.
=У Гегеля ЦЕЛОЕ и ВСЕОБЩЕЕ в одном лице, он называет это понятием
БЕСКОНЕЧНОГО, чему и посвящается вся гегелевская диалектика - « Наука логики».
3. Этимология
3.0
ЛЕКТИКА связана с логикой, смысл учение и т.д. Смыслов много, мне
понравилось такое, похоже на образ гегелевского "абсолютного
бесконечного", внутри которого содержаться два конечных понятия.
Книга: Когда прольется кровь
www.e-reading.co.uk/.../Kolodzeiichak_-_Kogda_prol'etsya_krov'.html
Магвер заметил вышедших из-за угла носильщиков с лектикой.
Полотняные занавески отделяли от мира сидящего внутри человека
3.1.
ДИ = 2
Для того чтобы раскрыть содержание ЦЕЛОГО, (упростим) Гегель делит его на ДВА
понятия = тезис и антитезис
3.2
А = отрицаю
В диалектике два вида ОТРИЦАНИЙ: гегелевское абсолютное и аристотелевское
относительное отрицание.
При помощи абсолютного отрицания происходит ДИ = 2. деление целого на два
конечных понятия, (предмет науки)
При помощи относительного аристотелевского отрицания, отрицается однобокость
содержания тезиса и антитезиса, и синтезе СНИМАЕТСЯ всё содержание целого.
Так происходит познание целого. Круг познания завершается, начальный и конечный
пункт познания есть одно и то же ЦЕЛОЕ.
Понятно, что в самой диалектике всё это намного сложнее, так как реализуются
все законы диалектической логики, начиная с восхождения от абстрактного к
конкретному и т.д. Но алгоритм диалектики приблизительно отразил верно,
согласно Гегелю
Что интересно, никто этот алгоритм и не думает из " теоретиков"
марксистов. применять к обновлённой концепции социализма. Получается то, как
оценил Ленин Н.И.Бухарина в своём завещании.
|