1. Девиантное поведение - это человек, который отклоняется от норм либо их нарушает.
2. Культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
3. Предмет социологии - общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов
4. Роль - модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, за данным статусом
5. Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения индивидом социальных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.
6. Социальная стратификация – это дифференциация ( расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархическом ранге ( на высшие и низшие).
7. Социальный состав населения - совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями).
8. Статус - позиция, положение человека в группе или обществе.
9. Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются.
10. Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость оттого, что составляет условия его существования.
11. Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.
12. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, то есть девиантность.
13. Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.
14. Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм.
15. Социальное неравенство- это неравенство статусов, которое обусловлено неравенством способностей и возможностей индивидов.
16. Социальная мобильность – перемещение людей из одних социальных групп, классов, слов в другие.
17. Вертикальная восходящая и нисходящая – индивид занимает более высокую должность, значительно улучшает свое материальное положение, побеждает на выборах и т.д.; или наоборот – теряет престижную работу, его фирма банкротится и пр.
18. Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя.
19. Социальный институт - относительно устойчивый комплекс(система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества.
20. Социальные отношения- одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся устойчивостью, длительностью, системностью и комплексностью (совокупностью различных форм отношений). Они возникают по поводу потребностей, интересов, ценностей, власти, статусно-ролевых позиций и т.д. 21. Обязанности – это мера должного поведения, право – возможного поведения
22. Социальные практики –совокупность принятых в культуре(традиционных) способов деятельности, навыков общения с различными предметами; мышление или действие »по привычке», следование правилу, поведении, имеющее ритуальный характер; частные социальные институты.
23. Социальная система- это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Установление социальных связей диктуется социальными условиями, в которых живет и действует человек.
24. Санкции –средство поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы.
25. Социально-зрелая личность -личность, у которой сформированы социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ей возможность стать дееспособным участником социальных отношений.
26. Критерии социального неравенства- цвет кожи, толщина кошелька, сексуальная ориентация и т.д. По каждому критерию люди могут быть разделены на различные групп(черные и белые; богатые и бедные).
|