Эпикуреизм — учение, получившее название по имени своего основателя Эпикура (341—270 гг. до н. э.). Эпикур считал, что окружающий_человека мир существу независимо от вмешательства таинственных потусторонних сил Боги, возможно, и существуют, но они не вмешиваются в ход вещей, в течение событий, в дела людей. Из-за подобных взглядов Эпикура считают иногда основателем атеизма, хотя сам он вряд ли бы с этим согласился.
1. Истина по Эпикуру В отличие от скептиков Эпикур считал, что верное познание о мире возможно, нужно больше доверять ощущениям, чувствам, все ошибки возникают из-за неправильных истолкований -того, что мы чувствуем.
2. Понимание счастья по Эпикуру Главным в учении Эпикура считается его этическая система, его взгляды на поведение человека в обществе. Эпикур считал возможным достижение счастья лля каж-дого отдельного человека и для всех людей в целом. Для этого в основу поведения необходимо положить ' принцип разумного наслаждения — пусть каждый будёт избегать страдании, тем самым он не будет причинять зла другим людям, дабы не вызвать их месть, злобу.
3. Теории разумного эгоизма.
Таким образом "можно достигнуть и личного и общественного благополучия. При этом не следует гнаться за богатством, роскошью, дорогими вещами, поскольку обладание ими не гарантирует спокойного, безмятежного духа. Надо принимать все удовольствия жизни, но соблюдая разумную меру. Все людские несчастья — из-за стремления взять больше меры. В 19 веке в России похожие идеи высказывал Н. Г. Чернышевский в своей теории разумного эгоизма. Эпикур и его ученики во многом предвосхитили основные принципы устройства современного цивилизованного общества, которое исходит из стремления обеспечить благополучие каждого человека, что обеспечивает благополучие всего общества. Но на протяжении многих столетий противники эпикурейцев называли их учение проповедью эгоизма, индивидуализма, обвиняли их в потакании низменным страстям, чувственным наслаждениям. Подобное отношение было характерно для религиозных фанатиков в средние века и для идеологов тоталитарных государств
4. Основа эпикуровской этики - СОЦИАЛЬНЫЙ АТОМИЗМ Пересмотрел определение человека Аристотелем. Отдельный человека, а не общественное целое (политическое животное обладающее разумом). Индивид первичен, все общественные связи зависят от субъективных желаний и рациональных соображений ПОЛЬЗЫ И УДОВОЛЬСТВИЯ. Общественный союз не высшая цель, а средство для благополучия индивида. Здесь Эпикур скатывается к софистам (человек мера всех вещей). Это социальный атомизм. Против Гегеля (законы соотношения и реальность целого) , против герменевтического круга- исходное целое. Проотив Маркса – сущность человека есть совокупность общественных отношений. Всё это СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ
5. СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ ШКОЛЫ Эпикура – ВЫЖИВАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ, если общество не защити «слабого» ( См. выше)
6. Отличие этики Эпикура, от этики Зенона (стоика). Этический идеал стоиков более суров, они альтруисты, аскеты Это не просто отказ от социального активизма, движение назад в природу, аскетизм , мин. потребностей и т.д. что демонстрировали стоики, но этика Эпикура ГЕДОНИСТИЧНА ( от гр. – удовольствие). Далее см. п. 2 –счастье и п.3. Разумный эгоизм – мера.
7. Высшее удовольствие как у Эпикура так и стоиков ? АТАРАКСИЯ – душевный покой, безмятежность, обуздание страстей разумом.
8. Отношение к религии в школе Эпикура.
Эпикур считал, что окружающий_человека мир существу независимо от вмешательства таинственных потусторонних сил. Боги, возможно, и существуют, но они не вмешиваются в ход вещей, в течение событий, в дела людей. Борьба с суевериями. Традициоонная гр. Религия лишает людей БЕЗМЯТЕЖНОСТИ ДУХА. Атараксия и определяет отношение к религии, которая вселяет страх перед смертью и загробной жизнью ( рай/ад). Не следует бояться смерти, слова Эпикура « пока мы есть –смерти нет, когда есть смерть –нас нет. Поэтому смерти не существует не для живых не для умерших.»
В отличие от Пифагора, Эпикур говорил как материалист душа умирает вместе с телом, так как состоит из атомов как и тело.
|