СТОИКИ 3 век д.н.э.: Греция - Зенон из Китиона, В Риме - Сенека, Марк Аврелий
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЫ ( Из Фролова т1,с. 113)
1. Социальные истоки школы. Эпоха эллинизма, разложение нравов достигло высшей точки.
2. Средство нравственного совершенствования. Если ранее включение индивида в общественное целое, то у стоиков условие добродетельной и счастливой жизни является освобождение человека от власти внешнего мира, от политической и социальной сферы
3. Статус философии в школе стоиков – житейский путь, жизненная мудрость. Философия должна научить человека сохранить самообладание и достоинство в трудной ситуации.
4. Этический идеал стоиков - АПАТИЯ (бесстрастие). Достоинство мудреца: свобода от власти, от собственных страстей, не боится смерти (образ Сократа - заказал петуха). Цель научится полностью владеть собой.
5. Счастье в стоицизме Человек будет счастлив если будет ближе к природе, следовательно нужен МИНИМУМ. Что ему необходимо для жизни . Похожи на киников.
6. Почему стоики похожи на Сократа в отношении этики. Этический рационализм – свои поступки определять не ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ ( как практически все), а разумом.
7. ГИЛОЗИСТЫ - вся природа живая
8. Фатализм БЫТИЯ – АТРИБУТ- бытие направляется разумом закономерностью. Зенон бил раба за кражу, тот знал учение и его фатализм, отвечал : «Но ведь мне суждено было украсть»Ответ Зенона: «и суждено быть битым». Всё от Бога, человек ничего изменить не может. (ЛАС :Марксизм противостоит этому)
9. Добродетели и пороки в стоицизме. Четыре: благоразумие (ЛАС этический рационализм); умеренность ( ЛАС счастье –
10. ближе к природе, минимум нужен); мужество ( апатия – не бояться смерти как Эпикур « пока мы есть –смерти нет, когда есть смерть –нас нет, условия войны, без переживаний сносить удары судьбы); справедливость. Пороки ( зло) противоположны, неразумность , трусость ( от страха)необузданность ( сверх меры) и несправедливость.
11. Созвучность идей стоиков христианству. Призыв «жить не мудрствуя лукаво», простодушие. Бедность,доброта,, невинность – условия счастливого существования в божественном (потустороннем) мире.
12. Свобода у стоиков. Сенека – подчинение разумной необходимости, а не свобода действий. ЛАС. Аналогично как у Гегеля и Маркса. (осознанная необходимость.)
13. Сенеку занимала проблема быстротечности жизни. НЕОБХОДИМОСТЬ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ И ЧУЖОМУ ВРЕМЕНИ. (ЛАС: связь с мировоззрением/ смысл жизни; с культурой – характеристика БЕРЕЖЛИВОСТИ.)
|