"ВЕЩЬ В СЕБЕ" И "ВЕЩЬ ДЛЯ СЕБЯ" (марксизм: критика диалектики)
adsum писал(а):
Возможно,
что в своём труде «Наука логики» Гегель действительно описывал «законы
мышления», хотя я бы не поручился, что речь идёт именно о мышлении и
философии. Мне показалось, что всё больше про химию и электричество. А
если говорить о мышлении, то интересно, каким «законам» удовлетворяют
приведенные ниже типовые образцы его собственного мышления:
«Существующий
мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное содержание его
многообразного наличного бытия имеет свое устойчивое наличие в чем-то
ином; устойчивость этого содержания есть поэтому его разложение. Но в
этом ином являющееся также сливается с самим собой; таким образом,
явление в своем изменении есть также и сохранение, а его положенность
есть закон. Закон есть это простое тождество явления с собой, и потому
он основа, а не основание явления; ведь закон не отрицательное единство
явления, а как его простое тождество - непосредственное (как
абстрактное) единство, наряду с которым имеет место поэтому и другое
содержание явления.»
Или вот, тут ещё круче:
«В себе и для себя сущий мир
есть определенное основание являющегося мира, и таков он лишь
постольку, поскольку он в самом себе отрицательный момент и тем самым
тотальность определений содержания и их изменений, которая соответствует
являющемуся миру, но в то же время составляет его совершенно
противоположную сторону. Следовательно, эти два мира относятся друг к
другу так, что то, что в являющемся мире положительно, в сущем в себе и
для себя мире отрицательно, и, наоборот, то, что в первом мире
отрицательно, во втором положительно.
И т.д.
Уважаемый
adsum, конечно философия Гегеля является самой сложной, пока не
поймёшь его метакатегорию (конкретное), к которой сводиться всё
многообразие. Величие любого философа заключается в том, что каждый из
них по- своему решает проблему ЕДИНСТВА МНОГООБРАЗНОГО. Без понимания
ЕДИНОГО у Гегеля при чтении его философии возникает ощущение:
1) или он дурак;
2) или я дурак.
Хорошим
комментарием философии Гегеля явился труд (докторская диссертация)
великого русского философа И.А. Ильина " Философия Гегеля о
конкретностиБога и человека" (категорию
конкретного выделил ЛАС для adsum).
Есть и другие комментарии, например, Э.В.Ильенков об истории диалектики.
Есть небольшая книжечка " Наука логики" в доступном изложении, это по памяти, автор кажется Труфанов.
Ленин использовал категории Гегеля (не Канта)" вещь в себе" и "вещь для
себя", как "класс в себе" и " класс для себя". Я для себя, что бы
поставить точку в дискуссии о понимании марксистского тезиса "
социализма как первой фазы коммунизма" проанализировал
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛИЗМА: социализм как "вещь в себе" и социализм как
" вещь для себя". А так же проанализировал ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
КОММУНИЗМА: что же это будет в гегелевских категориях коммунизм как "
вещь в себе " и коммунизм как " вещь для себя". Естественно для этого
необходимо хорошо понимать:
1) гегелевское понимание ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЕЩИ, которое представляет собой три аспекта из "Науки логики";
2)
и ИСТОРИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ общества, новая категория современного
марксизма; Гегель об этом пишет, что в результате перехода от
неразвитого состояния "вещь в себе" к состоянию "вещь для себя", где
сама вещь становится зрелой и начинает реализовывать свою ФУНКЦИЮ.
Помните у Маркса, что коммунизм отличается от социализма тем, что
начинает функционировать (от слова функция) на собственной основе, у
социализма этого нет, у него две противоположные основы.
Исходя из вышеизложенного, я не могу согласиться с вашей негативной оценкой:
adsum писал(а):
Во
первых, так называемый «диалектический материализм» является полностью
вымышленной «наукой», в которой способы осмысления, осознания явлений
человеком - приписываются самой природе, словно это её законы, и
обосновываются утверждением «так вот же сами видите, так и есть». Грубо
говоря, не делается различия между способом описания и самим объектом.
Диалектика Гегеля, описанная им как законы мышления, необоснованно
возводиться в закон природы.
С уважением, ЛАС.