Меню сайта

Категории каталога
5.1 Классический марксизм [30]
5.2 Новое в теории марксизма [4]
5.3. Альтернативы марксизму [21]
5.4. Основания критики марксизма [10]
5.5. Критика материализма ( формационной теории) Маркса [7]
5.6. Критика диалектики [11]
5.7. Критика глобализации объекта [3]
5.8 Объекты критики марксизма [25]

Наш опрос
О военном коммунизме (ВК) в России
Всего ответов: 104

Главная » Статьи » 5.0 «Критика» марксизма » 5.1 Классический марксизм

О МАРКСИСТСКОМ ПЕРЕХОДНОМ ПЕРИОДЕ

ЛАС Заголовок сообщения: Re: О субстанции социализма
Добавлено: 15 май 2012 21:13

Участник

Зарегистрирован: 05 авг 2007 09:08
Сообщения: 1605
Откуда: Архангельск О МАРКСИСТСКОМ ПЕРЕХОДНОМ ПЕРИОДЕ
Leonid писал(а):
ЛАСу "д)
Цитата:
ЛАС
:Между капитализмом и коммунизмом лежит переходный период ... (Маркс)
Ленинская теория социализма написана для этого переходного периода. В этом переходном периоде и меняется способ производства. Есть ли в ленинском социализме определенный способ производства, когда власть от будущего, а базис ещё только предстоит перестроить, почему и многоукладность? Вопрос открытый и можно толковать по - разному. Критерий соотношения частного и государственного (не совсем общественного) конечно есть - это степень обобществления, что наглядно оценивается степенью монополизации. Я думаю, никто не забывает, что размышление идет в рамках социализма, а не капитализма. Итак, если брать социалистический уклад, то к нему соответствующий способ производства существует, но рядом МНОГОУКЛАДНОСТЬ, которая в этот способ производства не вписывается. Поэтому я бы не акцентировал вопрос на способе производства в условиях многоукладности.
Выше речь шла о марксистском переходном периоде. О сталинском переходном периоде не вижу смысла говорить, он несколько выпадает из марксизма. В результате этого переходного периода ленинская теория социализма прекратила своё существование. За этой теорией будущее".

Цитата:
Leonid
Хочу ещё раз обратить Ваше внимание на то обстоятельство, которое Ленин назвал видоизменением обычного хода истории в начале 20-х годов. В результате возникла необходимость непредусмотренного теорией первого переходного периода, названного Лениным социализмом в известном смысле". Этот период затянулся на десятилетия по как объективным, так и субъективным причинам и опять же объективно завершился в середине 50-х. При чем тут Сталин и марксизм. Сталин выполнил поставленную Лениным задачу создать необходимые условия цивилизованности для вхождения в социализм. То, что он считал социализм в СССР построенным (в основном) скорее всего было его или ошибкой, или пропагандистским приемом: надо было дать имя построенному обществу, ипроще всего было назвать его именно так: социализм построен в основном.

1. Я иного мнения, ленинский социализм предусмотрен теорией.
2. Почему то ВСЕ спешат на форуме КПРФ. Если посмотреть на историю глазами Маркса, масштабы времени абсолютно другие.
Фрагмент из последнего анализа ЛАСа по переходному периоду.
Цитата:
В политических партиях марксистского направления по переходному периоду существует многообразие взглядов[1,1], где, в том числе и сталинский переходный период от капитализма к социализму. В марксизме речь идет о переходе от капитализма к коммунизму. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом, писал К. Маркс в «Критике Готской программы», - лежит период революционного превращения первого во второе» [2, 19, 27]. Обществом это переходного периода будет социализм в известном смысле - «переход к уничтожению классов», весь переход есть «переход к уничтожению классов и к обществу без классов [2, 28,424].
Марксистский переходный период отражает сущность современного этапа мирового развития. Но даже в самом марксизме содержание переходного периода различается в зависимости от различных классификаций истории. Одна классификация связана с делением истории на три формации по признаку классовости: первобытный коммунизм, доэкономическая, бесклассовая формация; классовая, экономическая формация; и коммунизм, постэкономическая, бесклассовая формация. Здесь переходный период между классовой и бесклассовой формацией Маркса[2,13,7-8; 3, 291] .
Другая классификация в делении истории на три эпохи по основанию отчуждения: эпоха естественной необходимости; эпоха осознанной необходимости; эпоха положительного гуманизма [4,66]. Здесь коммунизм выступает, не как формация, а как движение, как переходный период от максимального отчуждения (капитал) до полного снятия всех других слоёв отчуждения. "Коммунизм ...не состояние..., не идеал... мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние"[5, 1, 28].
Хотя объем, и содержание переходного периода формально различаются в этих классификациях, но по существу это один и тот же процесс снятия отчуждения. Обычно, начало снятия отчуждения связывают с ленинской концепцией социализма в известном смысле. Окончание переходного периода в первой классификации символизирует первая фаза коммунизма - социализм в собственном смысле. Окончание переходного периода второй классификации связано с достижением положительного гуманизма. Частично эти различные классификации можно и примирить, если считать, высшая ступень коммунизма и есть положительный гуманизм.
Актуальность проблемы переходного периода определяется ещё одним малоизвестным фактом, который отрицает тезис: «Обычно, начало снятия отчуждения связывают с ленинской концепцией социализма в известном смысле». Речь идёт о симметрии истории, и её сущности - исторической функции капитализма, которая разворачивает историю на 180 градусов [6]. Социализм только завершает коммунистическую работу, начатую капитализмом. Если капитализм производит относительное выравнивание уровней развития стран, то социализм – абсолютное, завершает это выравнивание между глобальными классами, полюсами капиталистической системы.
В рукописях 1844 года у Маркса содержится гениальная догадка, о том, что «снятие самоотчуждения проходит тот же путь, что и самоотчуждения» [2, 42,113]. С. Платонов по этому поводу выразился: «Теоретически задача сведена к установлению… «оси симметрии», разделяющей период становления отчуждения и эпоху его преодоления,…»[4, 29]. Если Платонов предположил наличие симметрии в истории, то современный марксизм рассматривает симметрию истории как общеисторический закон. Симметрия истории есть проявление диалектического закона двойного отрицания в отношении к целостной истории.

Литература
1. О субстанции социализма viewtopic.php?f=8&t=33949
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т
3. Социализм: теория, история, перспективы: материалы международной научной конференции, посвящённой 140-летию со дня рождения В.И.Ленина. – Н.Новгород: Гладкова О.В.,2010.-315с.
4. Платонов С. После коммунизма: М., Мол. гвардия,1990.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах.
6. Сайт автора: http://filosovr.ucoz.ru /полемика/историческая закономерность/симметрия истории.
_________________
Философия современности
http://filosovr.ucoz.ru
Категория: 5.1 Классический марксизм | Добавил: Santalov (16.05.2012)
Просмотров: 255 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024