Меню сайта

Категории каталога
Философия воспитания [1]
Мудрость воспитания,парадоксальность процесса воспитания, коррекция ЗУН с учетом мировых тенденции развития общества и новых условий
Логика научного мышления [0]
"Фокус" мышления и его разрешение в истории философии. Противоположность диалектического и метафизического мышления.
Парадокс культуры [1]
Философский анализ культуры: содержание и форма. Классовая форма развития культуры после приватизации собственности как причина её парадоксальности
Закон отчуждения в понимании бытия [1]
Анализ причин обострения социальных проблем россиян сводиться к отчуждению от собственности и игнорированию исторических закономерностей
РУСО [6]
Ежегодные международные научные конференции. Направление: Социализм:теория, история, перспективы

Наш опрос
Ваша оценка революции
Всего ответов: 336

Главная » Статьи » Научные конференции » Парадокс культуры

Парадокс культуры
Философия современности о парадоксах культуры
Л.А. Санталов

Анализируя сущность культуры в философских категориях «вещь – свойства – отношения», выделим такие черты культурного человека, как бережливость в отношении к миру и людям; компетентность в отношении к профессии; умение подняться над ситуацией в отношении к собственному «Я».
Аристотель сводил начала бытия к четырем причинам: материальной, формальной, действующей и целевой. Применив эти причины к понятию культуры, получим следующее. Материальная причина - это субстанция культуры, единое основание, к которому сводится жизнь человечества и её многовековая история. Формальная причина следует из определения свободы как способности и возможности субъекта реализовывать свои цели. Г. Гегель обосновал в «Философии права» условие этой возможности в понятии лица как собственника. Третья причина – «действующая»: чтобы существовать человек должен производить, другого способа удовлетворять свои потребности нет. Целевая причина логично вытекает из действующей: цель человеческой деятельности в том, чтобы максимально удовлетворять свои потребности.
До Маркса человек рассматривался только как производитель товаров. Маркс открывает гуманистическую функцию труда: результатом деятельности являются не только продукты труда, но и сам человек, степень развития которого зависит от масштабов потребления материальных благ, что в свою очередь есть следствие отношений собственности. Марксистская теория сегодня адекватно отражает ситуацию в России: полностью реставрированы отношения между классами, т.е. несправедливое распределение продуктов труда.
Культура как опыт взаимодействия людей должна обеспечивать более полную реализацию человеческого потенциала. Свобода – необходимое средство осуществления миссии современной культуры. В какой мере достижение компетентности делает человека свободным? Стали ли свободными людьми российские педагоги? Кто становится свободным от повышения нашей с вами компетентности? Исходный тезис: плодами компетентности класса несобственников пользуется противоположный класс собственников.
Истинность данного тезиса подтверждает наука. В современной экономике парадоксы культуры проявляются в противоречиях между макроэкономикой (коммунизмом) и микроэкономикой (капитализмом). Кривая Энгеля показывает: для бедных - товары первой необходимости, а для богатых – товары роскоши. Парадокс культуры заключается и в стремлении при низких доходах превратить каждый час свободного времени в рабочее, при высоких доходах – наоборот, каждый час рабочего времени превратить в свободное время. В социологии парадокс культуры отражается в социальной пирамиде. В результате измененных отношений собственности плодами компетентности 81% россиян (низший класс) пользуется 5% собственников (высший класс). В политологии парадокс культуры проявляется в противоположности левого и правого политических курсов. Левые силы выступают за большее социальное равенство людей в обществе и преследуют стратегическую цель преодоления классовых различий, что будет означать разрешение парадокса культуры. Правые силы выступают за большее социальное неравенство: концепция правых тождественна социальному дарвинизму, основанному на пропаганде биологического принципа – выживает сильнейший, что противоречит культуре как фактору начала человеческой истории. Культура есть прекращение действия закона природы. Диалектику левого и правого политического курса обосновал марксизм. Диалектика есть тождество противоположностей, где минимум и максимум сходятся. Данную диалектику на практике продемонстрировал В.И. Ленин в новой экономической политике. Многие соратники и современные историки с метафизическим мышлением не смогли понять Ленина и то, почему в борьбе за власть он был крайне левым, а в экономике – крайне правым.
Исчезновение парадокса культуры в марксизме связано с диалектическим положением, что уничтожение частной собственности реализуется через всемерное развитие частной собственности. Тогда собственность будет не у «части» общества, собственником станет каждый. Сталинисты насильственно уничтожили частную собственность, с марксизмом было покончено. Современные антикоммунисты провозгласили противоположный курс - реставрацию частной собственности. Ваучер должен был выполнить функцию неотчуждаемой, гражданской собственности, превратить россиян в свободных людей – собственников. Такое положение уничтожило бы основу классового деления. Однако реставрация марксизма провалилась, правые политики организовали приватизацию в интересах своей социальной группы, ограничив этот процесс 5% высшего класса. «Биологически пассивные» получили возможность стать наемной силой, фактором труда, «средством» благополучия для верхнего этажа социальной иерархии. При сегодняшней производительности труда зарплата несобственников в России должна быть в 2-3 раза выше. По мнению академика Львова, на 1 долл. зарплаты средний американец выдает 1,7 долл. продукции, а средний россиянин – 4,6 долл. продукции.
Парадоксальность российской культуры можно многократно снизить. По национальному богатству Россия держит абсолютное первенство в мире, а по ВВП – 60 место. Только природных ресурсов приходится: 160 тыс. долл. на человека в России; 16 тыс. долл. - в США; 6 тыс. долл. в Европе. В России полезные ископаемые под землей – собственность государства, ресурсы, поднятые на поверхность, «по непонятным причинам» переходят в руки частным компаниям в размере 50-60 млрд. долл. в год. Дополнительная оплата «компетентности» 81% россиян в размере второго государственного бюджета обеспечит решение многих социальных проблем, в том числе бесплатного, качественного образования и здравоохранения, по 18 метров жилой площади на каждого россиянина и т.д. Для превращения данных возможностей в действительность необходима политическая компетентность и воля россиян.





Категория: Парадокс культуры | Добавил: Santalov (27.10.2007)
Просмотров: 1000 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024