Меню сайта

Категории каталога
Предисловие: закономерность истории [6]
Исторический процесс с позиции К.Маркса, Б.Ф.Порнева и В.И.Искрина. Основные элементы "реки" человеческой истории
Иерархия истории и современность [2]
Представляет собой трёхуровневый анализ истории по содержанию и времени. Определяет историческое мето и историческую функцию современности
Ускорение истории и современность [1]
Ускорение истории как закон, открытый Б.Ф.Поршневым, сжимает время существования современности,процессы которой в истории уже повторяются
Мимолетность и современность [3]
Закон мимолетности последнего звена исторического периода является необходимым следствием закона ускорения истории, открытого Б.Ф.Поршневым
Симметрия истории и современность [3]
Симметрия как проявление "закона отрицания отрицания". Зеркальные половины истории.Современность как завершение функции капитализма.

Наш опрос
Ваша оценка революции
Всего ответов: 336

Главная » Статьи » Закономерность современности » Симметрия истории и современность

Симметрия истории


2.5. Симметрия истории и современность.

Основное содержание и интерес к закону симметрии истории определяется следующим:
• симметрии истории - малоизвестный закон, является очередной новинкой марксизма;
• симметрия делит человеческую историю на две зеркальные половинки, что является основанием многих функций: прогностической, эвристической, гносеологической, мировоззренческой, методологической;
• для современности симметрия истории имеет, прежде всего, гносеологическое значение, так как сама современность является зеркальным отражением эксплуататорской (классовой) революции с обратными историческими тенденциями;
• Сущностью симметрии является историческая функция капитализма, что также является открытием современного марксизма; историческая функция капитализма раскрывает содержание изменений, которые вносит капитализм своим функционированием в человеческую историю.
2.5.1. Симметрия истории как проявления закона отрицания отрицания

История попадает под формулу Фейербаха «выворачивание вывернутого». У Б.Ф.Поршнева две инверсии, следующие одна за другой. «…Ход истории представляет собой перевёртывание исходного состояния. А этому последнему предшествовала и к нему привела другая инверсия: «перевёртывание» животной натуры в такую, с какой люди начали историю» . «Выворачивание вывернутого» есть не что иное, как оригинальное толкование Фейербахом диалектического закона отрицания отрицания. Применительно к целостной истории данная идея Фейербаха проявилась как симметрия истории (по Искрину). В гегелевской философии идея «выворачивания вывернутого» проявилась в понятии триады.
Закон симметрии истории базируется на известных достижениях философской культуры. Для целенаправленного раскрытия закона симметрии истории возникает необходимость обратиться к содержанию некоторых конкретных философских категорий. Для понимания симметрии истории, прежде всего, необходимы понятия симметрии и диалектического отрицания, которые являются тождественными, так как оба понятия основаны на инвариантности.
Исходное представление симметрии философская энциклопедия раскрывает в следующих аспектах: «Симметрия (с греч. – соразмерность) понятие характеризующее переход объектов в самих себя или друг в друга при осуществлении над ними определенных преобразований; в широком смысле свойство неизменности (инвариантности) некоторых сторон, процессов и отношений объектов относительно некоторых преобразований… В философском. плане симметрия выступает как особый вид структурной организации объектов. С одной стороны, симметрия понимается как единство тождества и различия, при этом объекты, являющиеся исходным пунктом и результатом преобразований симметрии, будучи различными, рассматриваются как эквивалентные по ряду существенных признаков. С другой стороны, симметрия трактуется как единство сохранения и изменения, причём преобразования симметрии, будучи изменениями объектов, понимаются как не затрагивающие их сохраняющиеся характеристики. Категории тождества и различия, сохранения и изменения, неразрывно связанные с категориями части и целого (структуры и элементов), характеризуют диалектические взаимосвязи объекта и раскрывают философское содержание понятия симметрии» .
Философская категория отрицания выражает определенный тип отношения между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта. Отрицание является необходимым моментом процесса развития. Диалектика, в «...позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания...» . Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собственного отрицания, то есть становится качественно иным. Эта цепь отрицаний старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. При этом развивающийся объект одновременно и становится иным, и в определенном смысле остаётся тем же самым.
Диалектическое отрицание это не голое, не «зряшное» отрицание, а творческое отрицание, когда старое не просто отбрасывается и уничтожается, но «снимается», положительные стороны его сохраняются в новом качестве. В. И. Ленин подчёркивал, что для диалектики существенно «...отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...»
Диалектическое отрицание является основой закона отрицания отрицания. Закон диалектики характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительно повторяемости некоторых моментов старого.
В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и его снятие. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что ранее отрицалось, возвращение к уже пройденной
стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «...новое
понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, в себе более, чем только его, и есть единство его и его противоположности» У Гегеля закон отрицания отрицания оказывается, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга, то есть, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. В сфере понятий данные законы проявляются у Гегеля в форме триады. Одна из заслуг Гегеля в том, он открыл и навсегда утвердил “диалектическую природу философии”, что заслуживает более детального рассмотрения диалектического противоречия.
Русский философ И.А. Ильин в докторской диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» в доступной форме изложил основное содержание диалектического закона отрицания отрицания.
“Диалектическое противоречие “ сущность философии. Находить его, утверждать его, обнаруживать во всем это своеобразие внутреннего разложения - вот дело “ истинного философа”. Неспособный к этому неспособен к философии и научному познанию. Понятию свойственна внутренняя диалектика; свойственно становится во “внутреннее противоречие” с самим собой, разделяться на новые понятия, исключающие друг друга. В этом его глубокая природа; других понятий не существует. Диалектика это не “ произвольная игра “ понятиями. Мысль, привыкшая к рассудочным категориям, приобщаясь к разумному созерцанию, обнаруживает “негативную “сторону диалектики: «…душа, приобшившаяся к истине, испытывает ужас при виде гибнущего “разума”. Все разумное утрачивает форму. Все понятия шатаются как пьяные, все истины разрешаются в какой - то “ всеобщий обман!”, философия начинает в “бесстыдстве “ выговаривать этот обман как высшую предметную истину - музыкальный хаос сумасшедшего скрипача» .
Однако это гибнет рассудок, а не разум. Диалектика не сумасшествие, а гибель рассудка не гибель, а обновление и перерождение, это не придумано субъектом, а подлинное состояние каждого предмета. Это совершается и тогда, когда субъект об этом не подозревает - это объективна диалектика. Поэтому диалектика не метод познающего субъекта, а метод познаваемого объекта.
Диалектическое движение порождает неумирающее содержание, оно не вытесняется другим, совмещается, накопляется, восходит к конкретности. Краткая схема диалектического метода сводиться к тому, что понятие, раскрывая свои скрытые определения, начинает с самоотрицания и самораздвоения и заканчивает отрицанием этого самоотрицания и воссоединением раздвоенности (по Гегелю: тезис - антитезис – синтезис). «Расхождение разумного Понятия на противоположные стороны составляет лишь первый, собственно диалектический этап всего процесса. Оно являет лишь негативную, но еще не позитивную сторону разумности. Без первой невозможна и последняя; но без последней первая лишена своего истинного смысла».
Понятие обогащает себя противоречивым понятием, если его, то наличное состояние скудно, недостаточно и заслуживает отрицания. Тезис есть дефиниция, формальная абстракция, поэтому отражает все недостатки формальной абстракции (абстрактности и дискретности). Значит, в пределах понятия необходимо утвердить нечто противоречивое. А так как отрицание наличного определения не уничтожает, а только признает его неудовлетворительным, то в пределах единого понятия утверждаются два определения, противоречащие друг другу.
Начинается состояние противоборства врагов (тезиса и антитезиса), это переходное состояние преодолевается на пути утонченного “симбиоза “ - уступает место высшему состоянию - конкретности. На высшем уровне понятие имеет не раздвоенную, а воссоединенную природу, где противоречие в примиренном состоянии. Залог примирения в том, что противоречие извлечено понятием из своих собственных недр, где оно скрывалось в свернутом виде.
Отрицание отрицания, приводящее к отрицанию самого отрицающего, могло привести к чистому “ничто “, если бы имело рассудочный характер. При диалектическом характере это отрицание не следовало даже называть отрицанием. Это отрицание заставляет принять отрицаемое. Как первое несовершенное, так и второе совершенное отрицание есть отрицание не в порядке целостного упразднения или уничтожения, а в порядке ограничения и восполнения. То, что ими отрицается, есть не само мысленное содержание, но лишь чрезмерное притязание на исключительность.
В этом самая глубокая сущность всей диалектики и вообще всей философии. Ни одна из сторон не погибает и не исчезает бесследно. Между ними возникает единство, в котором каждая, отказавшись от вражды и отринув свою самостоятельность, сохраняется сама и соблюдает все богатство своего содержания. Погибает ее посягательство на самостоятельность и исключительность. По Гегелю, в диалектическом отрицании каждое определение сохраняется “ в меру своей истинности”. Здесь и негативный и позитивный характер.
В материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. Если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные — механизм развития, то закон отрицания отрицания выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершённом процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) результат . Согласно закону отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта; его превращение в свою противоположность, то есть отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность. Закон характеризует «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому...» .
Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой
линии» При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с законом отрицания отрицания: возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается всё более значительный путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы.


Название «симметрия» помогает акцентировать внимание на другие стороны богатого содержания закона отрицания. По закону симметрии написан «Капитал» Маркса, протекает человеческая история, и история Вселенной, а также все другое, что анализируется через призму диалектики. Если закон отрицания отрицания отвечает на вопрос - куда направлено развитие? То симметрия на вопрос - как это направление развития формируется?

2.5.2. Определение и схема симметрии истории

Симметрия истории предполагает наличие определенной середины. Закономерности иерархии, ускорения и мимолётности рассматривались в двух координатах - по оси времени по оси содержания. Используем эти же координаты для определения середины истории.
Если определять середину истории по хронологической оси, то по приблизительным расчетам с учётом ускорения и прогноза на будущее середина истории попадает на конец дикости (выводы по Б.Ф.Поршневу) . По схеме - это видно визуально (угол 90 градусов), если пренебречь третьей формацией Маркса, которая существенно ситуацию не изменит (1-2 тыс. лет, по прогнозам Искрина 0,3 -1,0 тыс. лет).

Определение такой середины истории ничего принципиального не даёт в понимании человеческой истории. Это ложный путь и от него необходимо отказаться.
Определим середину истории по содержанию – вертикальной оси. Для этого необходимо ввести в оборот новую категорию – историческая функция общества. Функция тесно связана с изменчивостью содержания. Таким образом, историческая функция общества, отражает совокупность тех изменений, которые вносит данная форма общества в человеческую историю. В традиционном обществоведении известна другая категория – историческое место общества. Историческое место устанавливает отношение данной формы общества к прошлой и будущей форме. Таким образом, оси координат определяют две важнейшие характеристики общества по содержанию – историческую функцию, и по времени – историческое место общества.
Историческая функция капитализма является причиной симметрии, что является необходимым условием определения симметрии истории. По логике Аристотеля определение должно содержать сущность вещи. Высказав гипотезу о сущности симметрии, можно дать её определение. Симметрия истории - это такая её логическая середина, при достижении которой основные исторические тенденции меняют свое направление на противоположное под действием исторической функции капитализма.
Схема «реки человеческой истории» на основе экспоненты Б.Ф. Поршнева, по сути, есть изображение симметрии истории. Для доступного понимания симметрии истории дополним схему Б.Ф. Поршнева некоторыми элементами:
• середина истории (пунктирная линия) – фиксирует по вертикали историческую функцию капитализма;
• по горизонтали пунктирная линия фиксирует историческое место феодализма, так как первые элементы капитализма формируются в предшествующей общественной форме;
• симметрия истории проходит в самом широком месте раздвоенной линии, то есть там, где разрыв в уровнях развития цивилизованных стран и развивающихся стран максимальный;
• если бы не было капитализма, разрыв между богатыми и бедными странами нарастал бы далее, что показывает пунктирная линия, продолжающая нижнюю линию;
• симметрия делит историю на две «зеркальные» половины;
• фигурная стрелка показывает, что тенденции второй половины противоположны тенденциям первой половины, что вторая половина есть движение по первой половине истории в обратном направлении;
• увеличение разрыва в уровнях развития богатых и бедных стран в первой половине показывают стрелки направленные в разные стороны;
• уменьшение разрыва в уровнях развития богатых и бедных стран во второй половине показывают стрелки направленные навстречу друг к другу;
• современность – посткапиталистическая революция есть аналогия эксплуататорской революции, естественно со своими особенностями.


2.5.3. Историческая функция капитализма как сущность симметрии истории

Историческая функция общества открытие современного марксизма и в традиционном обществоведении в такой постановке не анализировалась. В предыдущем параграфе определили, что историческая функция отражает совокупность изменений, вносимых данной формой общества в человеческую историю. Какие же изменения вносит капитализм? Выскажем гипотезу, что функция капитализма – быть относительным выравнивателем. Проанализируем данную функцию капитализма, предварительно разделив её на две составляющие части – выравнивание и относительное выравнивание.
Выравнивание означает выравнивание уровней развития стран высшего и нижнего полюса капиталистической системы. На схеме симметрии процесс выравнивания отражается постоянным сокращением разрыва уровней развития бедных и богатых стран (сближение нижней и верхней линии показано стрелками, направленными друг к другу). В объективной реальности данная гипотеза означает включение в мировую систему всех стран и народов посредством создания колониальной системы и неоколониализма. Так как в ХХ веке колониальная система формально потерпела крах, в современной действительности осуществляются более изощрённые средства неоколониализма. Стратегическая цель колониализма и неоколониализма одна – держать все страны мира в сфере влияния стран верхнего полюса капитализма и целью создания себе наилучших условий существования. Данная стратегическая цель успешно реализуется, неслучайно страны верхнего полюса принято сегодня называть «цивилизованными» странами, а население этих стран, 20% от населения мира, называют «золотым миллиардом». Кавычки означают что «цивилизованность» верхней незначительной части мирового айсберга обеспечивается за счёт ресурсов невидимой, большей части айсберга.
Первопричиной выравнивания явилась природа капитализма. Цель капиталистического производства – получение максимальной прибыли. Если прибыль растёт, то капитализм процветает, развивается. Эту мысль подтверждают слова Маркса, превратившиеся в афоризм: «… обеспечьте капиталу 300% прибыли и нет того преступления, на которое бы он не пошёл». И наоборот, если прибыль снижается, капитал начинает сокращаться, банкротиться, умирать. Отмеченная закономерность требует, что для реализации своей природы капитал должен постоянно расширять рамки своего существования. Как только возникает ситуация сокращения прибыли, так сразу возникает потребность в расширении сферы влияния. Однако расширение объёма функционирования капитализма ограничено границами нашего мира, границами нашей планеты. Вывод, история капитализма, исходя из его природы, это история расширения сферы влияния.
Капиталистическая экономика как рыночное хозяйство имеет существенный недостаток. Рынок это сфера обмена, которая регулирует производство уже после производства. В результате конкуренции частников возникает перепроизводство товаров. Затоваривание рынка, насыщение потребностей, ведёт по законам рынка к существенному снижению цен. В ситуации перепроизводства прибыль снижается, капитализм сокращается, умирает, наступает его кризис.
Так как реализация товаров в своей стране становиться невыгодной, то возникла необходимость расширить сферу обмена. Это была сложнейшая задача, расширению сферы обмена мешали национальные перегородки. Исторический парадокс: изначально, для того чтобы получать максимальную прибыль от рынка, капитализм породил тенденцию к обособлению и породил нации, лишние конкуренты капиталисту не нужны. Причиной образования наций стал капитализм. На другом историческом этапе, когда сфера развитие капитализма в национальных рамках достигло своего максимума, национальная ограниченность стала мешать, превратилась в оковы, тормоз. Капитализм вынужден был разрушить свои национальные границы. Так возникает мировой капиталистический рынок.
Создание мирового рынка позволило капитализму сохранить свою природу, но за это была заплачена высокая цена – капитализм принёс в жертву свою историческую тенденцию к обособлению. Мировой рынок выражает тенденцию уже не к обособлению, а противоположную тенденцию к интеграции, укреплению связей между странами. Таким образом, сохраняя свою природу, капитализм порождает коммунизм. Интеграция, укрепление международных связей во всех аспектах есть коммунистическая тенденция в истории. Коммунизм это единое человечество, когда в результате интеграции, укрепления и развития международных связей исчезают не только национальные перегородки, а исчезнут сами нации, а также все другие «обособления» - государства, языки, культуры…
Вывоз товаров за границу является первым способом решения проблемы капитализма. К вывозу товаров привела логика развития рынка, но не логика производства. Но далее пришло осознание того, что решить проблему затоваривания рынка можно более эффективным способом, чем вывоз товаров за границу. Помимо рынка товаров существуют другие рынки. Вывоз капитала более эффективно решает проблему снижения прибыли, так как вывоз товара за границу решает только проблему рынка, но не проблему производства.
Производство товара в развитой стране имеет высокую себестоимость, что имеет прямое отношение к снижению прибыли. Высокая себестоимость имеет следующие составляющие:
1. На Западе сложился определенный стандарт жизни, предполагающий высокое качество и уровень жизни, что увеличивает социальную нагрузку на производство (образование, медицина, сфера досуга…)
2. Стоимость рабочей силы в развитых странах высокая, поэтому значительная доля затрат связана с оплатой труда. Если в России доля зарплаты в себестоимости продукции составляет 40 % , то на Западе – 70% (Д.Львов).
3. Ограниченность, дефицитность сырья значительно повышает их стоимость. Известно, что некоторые цивилизованные страны вообще не имеют сырьевой базы (например, Япония).
4. Экология, окружающая среда имеет большое значение для сохранения здоровья. Здоровье человека на Западе стало приоритетом, поэтому большое внимание уделяется очистным сооружениям. Практика показала, что строительство очистных сооружений требует больших затрат.
Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что производство товаров в развитой стране становится невыгодным, так как имеет большую себестоимость и снижает прибыль. Прибыль – основной критерий существования капитализма. Поэтому более выгодно вывозить не товары, а капиталы. Кроме того, известно, что рынок капиталов в развитой стране насыщен и это приводит к снижению эффективности инвестиций, низким процентам. В слаборазвитых странах наоборот - рынок капиталов не насыщен, эффективность инвестиций высокая. По схеме видно, что в развивающихся странах и капиталов можно вкладывать меньше и проценты получать высокие.

Качественное изменение в подходах формирования капиталистического мирового рынка, переход от вывоза товаров к вывозу капиталов отразился на социальной структуре развитой страны. Значительно сократилась доля промышленного и сельскохозяйственного производства на территории развитой страны, везде стала преобладать сфера услуг (70%). Сфера производства со всеми своими проблемами, в том числе и глобальными, переместилась в развивающиеся страны.
Вывоз капитала в отсталые страны изменил мировую тенденцию – уровень развития этих стран стал повышаться. Отсталые страны стали называть развивающиеся страны. На схеме симметрии истории существенное повышение уровня развития отсталых стран отражается в том, что уровни развития полюсов капитализма стали сближаться, а разрыв в уровнях развития стал сокращаться. Вывоз капитала стал средством повышения уровня и качества жизни. Организация производства потребовала обустроить всю социальную сферу:
• строительство детских садов, школ;
• строительство жилья, больниц, предприятий торговли, дорог;
• строительство заводов, фабрик, обустройство производственной сферы, всей её необходимой инфраструктуры, включая учебных заведений профессионально-технического образования;
Дорогостоящие инвестиции в производственную и социальную сферу многократно окупаются в результате реализации готовой продукции. На сколько невыгодно производство в высокоразвитой стране, на столько же оно становиться выгодно в развивающейся стране по следующим причинам:
• уровень заработной платы рабочей силы значительно ниже, чем в цивилизованной стране;
• сырьё и материалы практически бесплатны;
• очистные сооружения условны, что породило глобальные экологические проблемы;
В итоге, организация производства в развивающейся стране имеет низкую себестоимость продукции, к тому же емкость рынка огромная. Доходы многократно превышают расходы, огромные инвестиции быстро окупаются и приносят баснословные прибыли.
Размер прибыли от вывоза капитала позволяет не только наращивать производство и обеспечивать высочайший уровень жизни самих капиталистов, и решать все социальные проблемы внутри развитой страны:
• науки, образования, медицины, культуры;
• доплачивать к заработной плате работников до 40% в цивилизованной стране и обеспечивать классовый мир;
• инвестировать развитие технического прогресса;
• успешно решать экологические проблемы;
• обеспечивать социальную поддержку низкодоходных групп населения.
Все это позволяет идеал правового, демократического и социального государства превратить в реальность.
Таким образом, вывоз товаров и капиталов за границу продлил время существования капитализма и привел к изменению исторических тенденций. Функционирование капитализма в новых исторических условиях привело к выравниванию уровней развития цивилизованных и развивающихся стран. Так реализовалась историческая функция капитализма в отношении выравнивания уровней развития стран.
Вторая часть исторической функции капитализма сводится к тому, что выравнивание не полное, а относительное, что также связано с классовой природой капитализма. Неравенство в уровнях развития позволяет цивилизованным странам диктовать свои условия развивающимся странам и это обеспечивает их эксплуатацию. Если предположить, что страны верхнего полюса капитализма доведут уровень развития стран нижнего полюса до своего уровня и неравенство исчезнет, то возникнут среди стран нижнего полюса достойные конкуренты, а в конкурентной борьбе можно и поиграть. Неравенство уровней развития обеспечивает безопасность и эффективность конкуренции.
Неравенство уровней развития обеспечивается целенаправленно и для этого используются различные средства, в том числе экономические, политические, юридические, военные. Для сохранения дистанции в уровнях развития между странами часто применяются следующие конкретные средства:
1. КОКОМ (Координационный Комитет По Контролю Над Экспортом) – международная организация, занимающая регулированием экспорта стратегических товаров и технологий в развивающие и бывшие социалистические страны, способных усилить их экономический и военный потенциал. Организация создана в 1949 году, штаб-квартира в Париже. В составе КОКОМ станы НАТО, главенствующую роль играют США. Позиция данной международной организации сводиться к следующему:
• Международное законодательство запрещает вывозить в развивающие страны самые передовые технологии, якобы они могут быть использованы в военных целях против развитых стран (пример – атомной энергетики).
• В развивающие страны вывозятся «технологии вчерашнего дня», которые для развитых стран уже устарели и являются малоэффективными, а для развивающихся стран являются передовыми.
• Внедрение новейших технологий (например - нанотехнологии), как правило, дорогостоящий процесс и оправдан в развитой стране. Проблемы традиционных технологий давно решены и их использование на вновь организованном производстве не несёт дополнительных затрат.
С учётом всех перечисленных позиций деятельность КОКОМ обеспечивает сохранение разрыва в уровнях развития: цивилизованные страны ускоряются в развитии, используя передовые технологии, а другие страны развиваются более медленно, основываясь на традиционных технологиях.
2. «Ножницы цен», то есть мировой капиталистический рынок устанавливает несправедливые цены. Используется политика монопольных цен. Так монопсонии (покупатели монополисты) устанавливают очень низкие закупочные цены для экспорта, а производители, наоборот, продают свои импортные товары по высоким монопольным ценам. Ещё раз напомним, что цивилизованные страны используют колоссальный объем ресурсов планеты (80%) для своего существования и при этом сами определяют и диктуют низкие цены. В итоге несправедливой ценовой политике страны верхнего полюса капитализма становятся ещё богаче, а страны нижнего полюса капитализма отстают в развитии. Нарушение торгового баланса (низкий экспорт и высокий импорт) не позволяет развивающимся странам успешно решать свои внутренние проблемы. Таким образом, «ножницы цен» являются эффективным средством сохранения разрыва в уровнях развития развитых и развивающихся стран.
3. Монокультурность - это развитие одной или нескольких отраслей эко¬номики в слаборазвитых странах. Одностороннее развитие формировало экономическую зависимость развивающихся стран от развитых стран. Для удовлетворения других многообразных потребностей необходимо было ввозить недостающую продукцию из-за рубежа, что обеспечивало вывоз товаров. Изначально странам нижнего полюса капитализма отводилась роль мировой деревни, они производили продукцию сельского хозяйства. Развивались соответствующие отрасли земледелия, цитрусовых, зерновых и т.п. Далее, с переориентацией на вывоз капитала, стали развиваться больше добывающие, сырьевые отрасли промышленности и традиционное производство товаров. Естественно, монокультурность лишала развивающие страны экономической самостоятельности, что сохраняло разрыв в уровнях развития по сравнению с цивилизованными странами.
4. Дискриминация в международном разделении труда.
Технологический процесс производства продукции в своей последовательности неравномерен по трудоёмкости, фондоёмкости, по характеру труда. Как правило, начало технологического процесса связано с тяжёлым трудом в добывающих и сырьевых отраслях. Аналогичный процесс большой трудоёмкости в производстве комплектующих узлов и механизмов. Трудоёмкая часть технологии осуществляется в развивающей стране. Конечный этап технологической цепочки – сборка готовой продукции, может осуществляться в головной фирме или развитой стране. Такое разделение труда по технологической цепочке отражается и на распределении конечных результатов труда: значительная часть дохода остаётся на этапе сборки и реализации готовой продукции.
Другой вид неравенства в разделении труда связан с наукоёмкостью труда. Всё что связано с интеллектуальным трудом, с передовой наукой осуществляется в развитых странах. И наоборот, все, что связано с простым неквалифицированным трудом осуществляется в развивающихся странах. В итоге, цивилизованные страны уходят в развитии дальше по сравнению с развивающимися странами, разрыв в уровнях развития сохраняется.
Проявление неравенства в международном разделении труда проявляется в различных аспектах труда. Так в менеджменте существуют теории управления Х, У и Z. Для развивающихся стран используется в основном теория управления Х, а для цивилизованных стран У, и самая перспективная – Z, отражающая японскую модель управления. Другой пример: социология труда исследует процесс человеческой деятельности в отношении творчества два вида труда – a (альфа) b (бета). «А- труд» творческий, интеллектуальный, основное средство решения всех проблем производства, бизнеса. Как правило, «А - труд» представляет собой основное направление развития труда в цивилизованных странах. «В - труд» противоположность творческого труда, основная характеристика труда в развивающихся странах. Примеры проявления неравенства в международном разделении труда проявляются и в других науках о труде (эргономика, организация труда, психология труда, техника безопасности труда…)
5. Военное давление со стороны НАТО (Организация Североатлантического Договора – англ. North Atlantis Treaty Organization - NATO)
После реставрации капитализма в бывших социалистических странах исчезла «первопричина» существования НАТО, так как данный военно-политический союз был создан по инициативе США в 1949 году и направлен был против социалистических стран. Если по диалектике, при исчезновении сущности, явление продолжает существовать, то истинная причина данного явления другая. В реальности НАТО создавалась как - военно-политическая консолидированная сила развитых капиталистических стран для реализации их стратегических целей. Главная стратегическая цель стран верхнего полюса капиталистической системы в современных условиях максимально использовать ограниченные ресурсы планеты в интересах цивилизованных стран , так называемого «золотого миллиарда».
Если кто из развивающихся стран не согласен с диктатом мирового капиталистического рынка, с установленными принципами мировых отношений богатого Севера и бедного Юга (перечисленными выше средствами сохранения неравенства и дистанции в уровнях развития), то для них используется военная сила НАТО. Для оправдания использования военной силы постоянно изобретаются мифические поводы, список которых постоянно обновляется:
• Ещё до создания НАТО, какой смысл в конце войны имела бомбёжка англичанами Дрездена – очага мировой культуры, или ядерная бомбардировка американцами японских городов? Естественно, эти варварские бомбардировки не в целях борьбы с фашизмом, а в целях – показать СССР, кто в мире хозяин. Этим варварством «демократических» стран отмечена предыстория создания НАТО.
• Холодная война, организованная НАТО в основном против СССР, с целью уничтожить тоталитарный коммунистический режим, была выиграна. СССР разрушен, коммунизм формально уничтожен, капитализм реставрирован, нет страны, противостоящей мировому жандарму, сформировался «однополюсный мир» . Повод борьбы с коммунизмом и социализмом исчез, нужна новая бутафория.
• Создаётся новый миф – борьба с международным терроризмом. Факты терроризма свидетельствуют о высокой квалификации организаторов. В сознании возникает вопрос, какое отношение к терроризму имеет ЦРУ или Пентагон? Весь терроризм – это блеф, если размещать систему ПРО (НАТО) в пограничных странах с Россией. Мифическая цель ПРО (НАТО) – борьба с терроризмом. Реальная цель ПРО (НАТО) - природные ресурсы России.
• Миф о международном терроризме не может существовать долго, поэтому идеологи НАТО возвращаются к излюбленным традиционным темам – защиты прав человека и борьба с антидемократическими режимами. Чем же ещё можно объяснить варварство военных действий НАТО против мирного населения бывшей Югославии и Ирака? Так называется новая «миротворческая» функция НАТО по установлению ДЕМОКРАТИИ на планете, во главе с главным демократом планеты – президентом США.
По логике истории, пока существует мировой капитализм, будет существовать его военная сила НАТО. С усилением разумного начала в историческом процессе апологетам–идеологам НАТО становится все сложнее манипулировать общественным сознанием, поэтому мировую общественность ожидают более изощрённые мифы, оправдывающие антидемократическую, антигуманистическую, внеправовую деятельность военного блока НАТО.
Резюме по второй части исторической функции капитализма выразим схемой о средствах относительного выравнивания:
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Категория: Симметрия истории и современность | Добавил: Santalov (27.10.2007)
Просмотров: 4703 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2 |

Всего комментариев: 1
1 Анаксагор  
0
Санталов, а Вас ни на какие мысли не наводит, то что с 27.10.2007 нет ни одного комментария при 485 просмотрах?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024